Сборка машин

Конструкции электрических машин, имеющихся в эксплуатации на предприятиях, существенно отличаются друг от друга. Поэтому дать описание способов и последовательности операций сборки даже части попадающих в ремонт машин не представляется возможным. Как правило, процесс сборки всякой машины ведется в последовательности, обратной разборке.

Перед сборкой машины убеждаются, что все ее части очищены, промыты, отремонтированы и испытаны. Сборку машины ведут осторожно, чтобы не повредить обмоток, коллектора, щеткодержателей, смазочных колец подшипников скольжения и других деталей машины.

При сборке кроме обычных инструментов применяют специальные инструменты и приспособления, облегчающие выполнение отдельных операций сборки и повышающие производительность труда ремонтного персонала — торцовые ключи с рукоятками, отвертку с хвостовиком, зажатым в патроне дрели, электрифицированные и пневматические инструменты.

Сборку машины ведут в такой последовательности, чтобы каждая устанавливаемая деталь постепенно приближала машину к конструктивно законченному состоянию и в то же время не вызывала необходимости переделок и повторения операций.

Собранный электродвигатель проверяют на прочность крепления всех деталей и сборочных единиц, отсутствие перекосов, задевания подвижных частей за неподвижные, легкость вращения и возможность перемещения ротора. Ротор двигателя, удерживаемый в центральном положении магнитным полем статора, должен иметь возможность перемещения («разбега») в осевом направлении.

Это необходимо для того, чтобы вал ротора при малейшем смещении не стирал своими заточками торцы подшипников и не вызывал добавочных усилий или трения сопряженных частей двигателя.

Величина осевого разбега ротора устанавливается в зависимости от мощности двигателя и должна составлять 2,5 — 4 мм при мощности 10 — 40 кет, 4,5 — 6 мм при мощности 50 — 100 квт.

При сборке машины учитывают, что в процессе работы вал ротора вследствие нагрева удлиняется на величину Δt мм, определяемую формулой:

Формула

где: l — длина вала между подшипниками качения, мм; Δt — повышение температуры при работе машины, °С; α — коэффициент лилейного расширения.

Подшипники качения устанавливают так, чтобы один из них имел возможность перемещаться в подшипниковом щите на 0,5 — 1,5 мм в осевом направлении.

В противном случае при удлинении вала подшипники заклинятся и перестанут вращаться. Полностью собранный двигатель передают на испытательный участок для проведения испытаний по установленной программе.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Переделка машины постоянного тока на повышенное напряжение

При переделке машины постоянного тока на повышенное напряжение необходимо следующее. Определить коэффициент увеличения напряжения Ку,н по формуле: Вычислить новый диаметр провода dн по формуле: Определить новое количество проводов в пазу якоря по формуле: Вычислить сечение паза Sп якоря, чтобы определить возможность укладки в нем увеличенного количества проводов: где: ωн — новое число проводов в пазу;…

Ремонт коллекторов

Неровности, дорожки на поверхности коллектора устраняют полировкой, шлифовкой или обточкой. Выбор способа устранения этих дефектов при ремонте зависит от величины выработки. При выработке до 0,2 мм применяют полировку, до 0,5 мм — шлифовку, свыше 0,5 мм — обточку. Обточку и шлифовку коллектора выполняют на токарных станках или при помощи переносных приспособлений. При обточке коллектора скорость…

Признаки дефекта подшипников

При незначительных повреждениях на поверхности дорожек качения или шариков (роликов) подшипник может быть вновь использован, при значительных повреждениях подшипник заменяют новым. В некоторых случаях у подшипников качения вследствие выкрашивания металла на дорожках качения повреждаются сепараторы. В этом случае подшипник заменяют новым. Подшипники заменяют новыми также при следующих неустранимых дефектах, определяемых внешним осмотром: сколы или трещины…