Сушка и пропитка обмоток (электроизоляционные лаки)

Для сохранения требуемой густоты лака в пропиточную ванну периодически добавляют растворители, количество которых определяют по формуле:

Формула

где: Рдоб — добавляемое количество растворителя, кг; Кл — количество лака в пропиточной ванне, кг; Пв — плотность лака в ванне, г/см3, Пр — плотность растворителя, г/см2; Нв — содержание нелетучих веществ в ванне, % по весу; Нж — желаемое содержание нелетучих веществ после разбавления, % по весу.

При ремонте обмоток электрических машин напряжением до 500 в применяют главным образом следующие покровные и пропиточные электроизоляционные лаки:

  • лак № 318 печной сушки, создающий немаслостойкую пленку. Высыхает при 80 — 90 °С в течение 18 — 20 ч. Разбавляется бензолом и толуолом;
  • лак № 458 масляно-битумный пропиточный, немаслостойкий. Высыхает при 80 — 100 °С в течение 6 — 8 ч. Разбавляется уайтспиритом, толуолом, ксилолом и скипидаром. Применяется для пропитки обмоток и отдельных секций машин постоянного и переменного тока;
  • лак № 460 пропиточный, печной сушки. Пленка лака обладает повышенной по сравнению с лаком № 458 влаго- и теплостойкостью;
  • лак № 447 печной сушки, немаслостойкий. Представляет собой смесь в равных частях лаков № 458 и 460. Высыхает через 5 — 6 ч при 100 — 105 °С. После сушки образует пленку, обладающую эластичностью, влагостойкостью, нагревостойкостью и высокой диэлектрической прочностью. Разбавляется лак уайтспиритом в соотношений 1:1;
  • лак ГФ95 (№ 1154) масляно-глифталевый, обладает высокой клеящей способностью. Пленка лака хорошо противостоит воздействию масел и кислот, но невлагостойкая. Обмотку, пропитанную лаком ГФ95, подвергают интенсивной печной сушке при 60 — 70 °С с последующим повышением температуры до 140 °С. Разбавляется лак уайтспиритом и бензином, взятыми в равных количествах;
  • лак 321-Т печной сушки, водоэмульсионный, в основе лака — тунговое масло. Высыхает в течение 8 — 12 ч при 110 — 130 °С. Разбавляется водой, не оказывает вредного воздействия на изоляцию и эмаль проводов.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…