Сушка и пропитка обмоток (электроизоляционные лаки)

Для сохранения требуемой густоты лака в пропиточную ванну периодически добавляют растворители, количество которых определяют по формуле:

Формула

где: Рдоб — добавляемое количество растворителя, кг; Кл — количество лака в пропиточной ванне, кг; Пв — плотность лака в ванне, г/см3, Пр — плотность растворителя, г/см2; Нв — содержание нелетучих веществ в ванне, % по весу; Нж — желаемое содержание нелетучих веществ после разбавления, % по весу.

При ремонте обмоток электрических машин напряжением до 500 в применяют главным образом следующие покровные и пропиточные электроизоляционные лаки:

  • лак № 318 печной сушки, создающий немаслостойкую пленку. Высыхает при 80 — 90 °С в течение 18 — 20 ч. Разбавляется бензолом и толуолом;
  • лак № 458 масляно-битумный пропиточный, немаслостойкий. Высыхает при 80 — 100 °С в течение 6 — 8 ч. Разбавляется уайтспиритом, толуолом, ксилолом и скипидаром. Применяется для пропитки обмоток и отдельных секций машин постоянного и переменного тока;
  • лак № 460 пропиточный, печной сушки. Пленка лака обладает повышенной по сравнению с лаком № 458 влаго- и теплостойкостью;
  • лак № 447 печной сушки, немаслостойкий. Представляет собой смесь в равных частях лаков № 458 и 460. Высыхает через 5 — 6 ч при 100 — 105 °С. После сушки образует пленку, обладающую эластичностью, влагостойкостью, нагревостойкостью и высокой диэлектрической прочностью. Разбавляется лак уайтспиритом в соотношений 1:1;
  • лак ГФ95 (№ 1154) масляно-глифталевый, обладает высокой клеящей способностью. Пленка лака хорошо противостоит воздействию масел и кислот, но невлагостойкая. Обмотку, пропитанную лаком ГФ95, подвергают интенсивной печной сушке при 60 — 70 °С с последующим повышением температуры до 140 °С. Разбавляется лак уайтспиритом и бензином, взятыми в равных количествах;
  • лак 321-Т печной сушки, водоэмульсионный, в основе лака — тунговое масло. Высыхает в течение 8 — 12 ч при 110 — 130 °С. Разбавляется водой, не оказывает вредного воздействия на изоляцию и эмаль проводов.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт щеткодержателей (правильность сборки)

Обоймы и другие детали щеткодержателя оплавляются вследствие сильного искрения и образования кругового огня. При легком оплавлении щеткодержатель очищают от копоти, грязи и нагара, а при сильном заменяют новым. Механические повреждения щеткодержателя (заусенцы, вмятины, выгибы) устраняют опиловкой и правкой. Одним из часто встречающихся в щеткодержателях повреждений является разъедание внутренней поверхности обоймы в результате нарушения токопрохождения с…

Сборка машин

Конструкции электрических машин, имеющихся в эксплуатации на предприятиях, существенно отличаются друг от друга. Поэтому дать описание способов и последовательности операций сборки даже части попадающих в ремонт машин не представляется возможным. Как правило, процесс сборки всякой машины ведется в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой машины убеждаются, что все ее части очищены, промыты, отремонтированы и испытаны. Сборку…

Ремонт механической части и балансировка роторов (якорей)

Для роторов (якорей) электрических машин наиболее характерны такие повреждения, как выработка рабочей поверхности шейки и искривление вала, ослабление прессовки пакета сердечника, обгорание поверхности и «затяжка» стальных пластин ротора в результате задевания его за статор при чрезмерном износе подшипников скольжения и вследствие этого «проседании» вала. Выработку шеек вала, не превышающую по глубине 4 — 5% его…

Испытание машин

Испытания можно условно разделить на две группы: пооперационные, или предварительные, испытания, проводимые в процессе ремонта машины для проверки его качества и примененных при этом материалов. Эти испытания позволяют своевременно выявить дефекты ремонта и таким образом исключить переделки; окончательные испытания, по результатам которых можно судить о качестве произведенного ремонта в целом и решать вопрос о возможности…

Правка вала

При искривлении вала до 0,1 мм на 1 м длины, но не более 0,2 мм на всю длину, правка вала необязательна. При искривлении вала до 0,3% его длины правку производят без подогрева, а при искривлении более 0,3% длины вал предварительно подогревают до 900 — 1000 °С и правят под прессом. Правку вала производят гидравлическим прессом…