Сушка и пропитка обмоток

Обмотки сушат после намотки непосредственно перед пропиткой, а также после нее. При сушке до пропитки из обмотки удаляется вся влага, скопившаяся в пазовой изоляции и изоляции проводов обмотки.

При сушке после пропитки из обмотки удаляются растворители и остатки влаги, прочно склеиваются витки и создаются на поверхности обмотки прочные лаковые пленки, защищающие ее от воздействия влаги и агрессивных частиц, содержащихся в окружающем воздухе.

Пропитку обмоток производят в пропиточных ваннах, установлении в специальном помещении, обеспеченном средствами пожаротушения в соответствии с требованиями охраны труда и промышленной санитарии и оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.


Пропиточная ванна

Пропиточная ванна

Пропиточная ванна (крышка поднята):

1 — крышка,
2 — бак,
3 — пневморычажный механизм.


Пропиточная ванна представляет собой металлический бак 2 с крышкой 1 и служит для пропитки обмотанных статоров, роторов и различных катушек специальными электроизоляционными ладами. Пропитка осуществляется путем погружения пропитываемых изделий в лак, находящийся в ванне, поэтому размеры ванны должны быть рассчитаны на габариты изделий.

Для повышения проникающей способности лака и улучшения условий пропитки ванны оборудуют устройством для подогрева лака.

Ванны для пропитки статоров и роторов крупных электрических машин снабжены пневморычажным механизмом 3; позволяющим поворотом рукоятки распределительного крана плавно и без усилий открывать и закрывать тяжелую крышку.

Для пропитки обмоток применяют масляные, масляно-битумные и водоэмульсионные пропиточные лаки, а в особых случаях и кремнийорганические лаки. Пропиточные лаки должны обладать малой вязкостью и хорошей проникающей способностью, обеспечивающей глубокое проникновение во все поры пропитываемой изоляции.

В лаке не должно быть веществ, оказывающих вредное воздействие на провода и изоляцию обмотки. Лаки должны длительно противостоять воздействию рабочей температуры, не теряя при этом изолирующих свойств.

Обмотки электрических машин пропитывают 1 — 3 раза в зависимости от условий эксплуатации, требований электрической прочности, режима работы и т. д. При пропитке обмоток непрерывно проверяют вязкость и густоту лака в ванне, потому что растворители лаков постепенно улетучиваются и лаки густеют.

Снижается их способность проникать в изоляцию проводов обмотки, расположенных в пазах сердечника статора или ротора.

Особенно она снижается у густого лака при плотной укладке проводов в пазах. Недостаточная изоляция обмоток при определенных условиях может привести к пробою их изоляции и аварийному выходу электрической машины из строя.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Динамическая балансировка

Для динамической балансировки наиболее удобен станок резонансного типа, состоящий из двух сварных стоек, опорных плит и балансировочных головок. Головки состоят из подшипников, сегментов 6 и могут быть закреплены неподвижно болтами либо свободно качаться на сегментах. Балансируемый ротор приводится во вращательное движение электродвигателем. Муфта расцепления служит для отсоединения вращающегося ротора от привода в момент балансировки. Динамическая…

Проверка качества паек

Испытательные напряжения обмоток роторов Объекты испытания Величина испытательного напряжения, в, для двигателей нереверсивных реверсивных Катушки обмотки до соединения и наложения бандажей 2Uк + 2000 2Uк + 2000 Катушки обмотки после соединения, пайки и наложения бандажей 2Uк + 1500 2Uк + 1500 Примечания Uк — напряжение на кольцах разомкнутого ротора. Испытательное напряжение для обмоток роторов при…

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…