Сушка и пропитка обмоток

Обмотки сушат после намотки непосредственно перед пропиткой, а также после нее. При сушке до пропитки из обмотки удаляется вся влага, скопившаяся в пазовой изоляции и изоляции проводов обмотки.

При сушке после пропитки из обмотки удаляются растворители и остатки влаги, прочно склеиваются витки и создаются на поверхности обмотки прочные лаковые пленки, защищающие ее от воздействия влаги и агрессивных частиц, содержащихся в окружающем воздухе.

Пропитку обмоток производят в пропиточных ваннах, установлении в специальном помещении, обеспеченном средствами пожаротушения в соответствии с требованиями охраны труда и промышленной санитарии и оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.


Пропиточная ванна

Пропиточная ванна

Пропиточная ванна (крышка поднята):

1 — крышка,
2 — бак,
3 — пневморычажный механизм.


Пропиточная ванна представляет собой металлический бак 2 с крышкой 1 и служит для пропитки обмотанных статоров, роторов и различных катушек специальными электроизоляционными ладами. Пропитка осуществляется путем погружения пропитываемых изделий в лак, находящийся в ванне, поэтому размеры ванны должны быть рассчитаны на габариты изделий.

Для повышения проникающей способности лака и улучшения условий пропитки ванны оборудуют устройством для подогрева лака.

Ванны для пропитки статоров и роторов крупных электрических машин снабжены пневморычажным механизмом 3; позволяющим поворотом рукоятки распределительного крана плавно и без усилий открывать и закрывать тяжелую крышку.

Для пропитки обмоток применяют масляные, масляно-битумные и водоэмульсионные пропиточные лаки, а в особых случаях и кремнийорганические лаки. Пропиточные лаки должны обладать малой вязкостью и хорошей проникающей способностью, обеспечивающей глубокое проникновение во все поры пропитываемой изоляции.

В лаке не должно быть веществ, оказывающих вредное воздействие на провода и изоляцию обмотки. Лаки должны длительно противостоять воздействию рабочей температуры, не теряя при этом изолирующих свойств.

Обмотки электрических машин пропитывают 1 — 3 раза в зависимости от условий эксплуатации, требований электрической прочности, режима работы и т. д. При пропитке обмоток непрерывно проверяют вязкость и густоту лака в ванне, потому что растворители лаков постепенно улетучиваются и лаки густеют.

Снижается их способность проникать в изоляцию проводов обмотки, расположенных в пазах сердечника статора или ротора.

Особенно она снижается у густого лака при плотной укладке проводов в пазах. Недостаточная изоляция обмоток при определенных условиях может привести к пробою их изоляции и аварийному выходу электрической машины из строя.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (выполение продороживания)

Продороживание выполняется следующим образом. Заземляют электродвигатель и подключают его к сети. Устанавливают при помощи каретки и подвижных опор необходимую глубину продороживания и шаг коллекторных пластин. После этого вручную продороживают первую прокладку между пластинами. Затем, взяв в руки рабочую часть приспособления, ставят направляющий нож в продороженную канавку пускают двигатель и, направляя вращающуюся фрезу вдоль прокладки между…

Индукционные аппараты

Индукционные аппараты применимы для всех размеров подшипников качения, однако каждый из аппаратов используют для определенного диапазона размеров подшипников, которые можно в нем нагревать. Эти диапазоны определяются размерами сердечника и мощностью трансформатора, питающего первичную обмотку аппарата. Индукционный аппарат, позволяет нагревать подшипники от № 310 до 322. Нагрев подшипников индукционным методом производится примерно в три раза быстрее,…

Переделка электрических машин на новое число оборотов

При переделке машин постоянного тока на новое число оборотов скорость вращения определяют по формуле: где: Е — электродвижущая сила, в; а — число пар параллельных ветвей; Ф — магнитный поток, мкс; ω — число проводов в пазу; p — число пар полюсов. Число оборотов в минуту n обратно пропорционально числу проводов в пазу ω, поэтому…

Ремонт коллекторов (пластины нового коллектора)

Новый коллектор изготовляют, руководствуясь основными размерами старого коллектора и учитывая при этом величину его износа. Перед разборкой дефектного коллектора покрывают его поверхность двумя слоями картона, поверх которых на расстоянии 50 — 60 мм друг от друга накладывают два бандажа из мягкой проволоки, чтобы предохранить пластины от рассыпания. Вывернув крепежные болты, легкими ударами молотка снимают нажимную…

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения электрических машин встроены в подшипниковые щиты или вынесены за их пределы и смонтированы в стойках, устанавливаемых на общем фундаменте со станиной машины. Конструктивно подшипники скольжения выполняют в виде цельной или составной втулки; последняя состоит из двух половинок (вкладышей), разъем — горизонтальный. Внутренняя поверхность втулки покрыта слоем антифрикционного сплава — баббита. В подшипниках скольжения…