Ремонт обмотки ротора (бандажи)

Полностью намотанные бандажи для увеличения прочности и предотвращения их разрушения центробежными усилиями, создаваемыми массой обмотки при вращении ротора, пропаивают по всей поверхности припоем ПОС-40 или ПОС-50.

Пайку бандажей производят электродуговым паяльником с медным стержнем 3 диаметром 30 — 50 мм, присоединяемым к сварочному трансформатору.

При пайке бандажей крупных машин для увеличения паяющей поверхности и улучшения условий нагрева и пайки применяют электродуговые паяльники со сменными стержнями, наконечники которых имеют вогнутую форму.


Электродуговой паяльник

Электродуговой паяльник

Электродуговой паяльник:

1 — электрод,
2 — стальная обойма,
3 — медный стержень,
4 — стопорный винт,
5 — угольная пластина,
6 — электрододержатель,
7 — асбестовая изоляция,
8 — провода для подвода тока от сварочного трансформатора.


В быстроходных машинах проволочные бандажи наматывают на ротор в несколько слоев, причем для равномерного распределения механической нагрузки между слоями натяг проволоки при намотке снижают в каждом последующем слое на 8 — 10%. Каждый слой многослойного бандажа наматывают и пропаивают отдельно.

В некоторых типах машин, имеющих многослойные бандажи, пропаивают первый и последний слои, а также все только четные или нечетные слои бандажа.

Чтобы уменьшить потери на вихревые токи, отдельные слои бандажа изолируют прокладками из асбестовой бумаги или гибкого миканита толщиной 0,3 мм.

Бандажировку роторов производят на специальных бандажировочных станках, а при отсутствии их — на обычных токарных станках, в которых суппорт используют для равномерной укладки витков проволоки.

Окончив бандажировку ротора, испытывают электрическую прочность изоляции обмотки относительно сердечника ротора и бандажей. При отсутствии дефектов ротор сушат и пропитывают.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…

Ремонт коллекторов

Неровности, дорожки на поверхности коллектора устраняют полировкой, шлифовкой или обточкой. Выбор способа устранения этих дефектов при ремонте зависит от величины выработки. При выработке до 0,2 мм применяют полировку, до 0,5 мм — шлифовку, свыше 0,5 мм — обточку. Обточку и шлифовку коллектора выполняют на токарных станках или при помощи переносных приспособлений. При обточке коллектора скорость…

Признаки дефекта подшипников

При незначительных повреждениях на поверхности дорожек качения или шариков (роликов) подшипник может быть вновь использован, при значительных повреждениях подшипник заменяют новым. В некоторых случаях у подшипников качения вследствие выкрашивания металла на дорожках качения повреждаются сепараторы. В этом случае подшипник заменяют новым. Подшипники заменяют новыми также при следующих неустранимых дефектах, определяемых внешним осмотром: сколы или трещины…