Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт электрических машин / Ремонт электрической машины старой конструкции с закрытыми пазами

Ремонт электрической машины старой конструкции с закрытыми пазами

При ремонте электрической машины старой конструкции с закрытыми пазами, имеющей протяжную обмотку, до размотки машины снимают с натуры ее обмоточные данные, эскизируют лобовые части и маркируют пазы статора.

Пазовую изоляцию таких машин выполняют в виде гильз из электрокартона и лакоткани. Для изготовления гильз предварительно по размерам пазов машины изготовляют стальной дорн, представляющий собой два встречных клина 1. Размеры дорна должны быть меньше размеров паза на толщину гильзы 2.


Стальной дорн

Стальной дорн

Стальной дорн для изготовления изоляционной гильзы электрической машины с закрытыми пазами:

1 — клин,
2 — гильза.


Затем по размерам старой гильзы нарезают заготовки из электрокартона и лакоткани на полный комплект гильз и приступают к их изготовлению. На плите, нагретой до 80 — 100 °С, дорн плотно обворачивают пропитанной бакелитовым лаком заготовкой. Поверх заготовки туго накладывают слой киперной ленты вполнахлеста, после чего, охладив дорн до температуры окружающей среды, разводят клинья и снимают готовую гильзу.

До того как приступить к намотке, вставляют гильзы в пазы статора, а затем заполняют их стальными спицами, диаметр которых берут на 0,05 — 0,1 мм больше диаметра изолированного обмоточного провода.

От бухты обмоточного провода отмеряют и отрезают кусок провода, необходимого для намотки одной катушки. Если кусок окажется слишком длинным, что усложняет намотку, его разрезают на две части, которые в процессе обмотки соединяют пайкой.

Намотка в протяжку является очень трудоемкой работой; ее обычно выполняют два намотчика, стоящие с двух сторон статора.

Процесс намотки состоит из операций протяжки провода через пазы и укладки его в пазах и лобовых частях. Намотку статора начинают обычно со стороны, где будут соединяться катушки, и ведут в такой последовательности.

Первый обмотчик зачищает конец провода на длине, превышающей на 5 — 10 см длину активной стали. Вынув в первом пазу спицу № 1, он вставляет вместо нее зачищенный конец провода и проталкивает его по пазу до выхода из него на другой стороне статора.

Второй обмотчик захватывает пассатижами выступающий из паза конец провода я протаскивает весь провод на свою сторону. Если провод протаскивается с трудом, его натирают тальком.

Иногда для облегчения протаскивания провод натирают парафином, но это ухудшает условия пропитки обмотки, так как покрытая парафином хлопчатобумажная оплетка провода плохо впитывает лаки. Чтобы при намотке провод не загрязнился, пол вокруг наматываемого статора застилают листами бумаги.

Протянув весь провод на свою сторону, второй обмотчик вынимает спицу № 2 из следующего паза и, вставив вместо нее конец провода, проталкивает его первому обмотчику, который вытягивает весь провод на свою сторону.

Дальнейшая намотка представляет собой повторение описанных выше операций. Провода укладывают в зависимости от принятого напряжения между витками и формы головки катушки.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт щеткодержателей (правильность сборки)

Обоймы и другие детали щеткодержателя оплавляются вследствие сильного искрения и образования кругового огня. При легком оплавлении щеткодержатель очищают от копоти, грязи и нагара, а при сильном заменяют новым. Механические повреждения щеткодержателя (заусенцы, вмятины, выгибы) устраняют опиловкой и правкой. Одним из часто встречающихся в щеткодержателях повреждений является разъедание внутренней поверхности обоймы в результате нарушения токопрохождения с…

Сборка машин

Конструкции электрических машин, имеющихся в эксплуатации на предприятиях, существенно отличаются друг от друга. Поэтому дать описание способов и последовательности операций сборки даже части попадающих в ремонт машин не представляется возможным. Как правило, процесс сборки всякой машины ведется в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой машины убеждаются, что все ее части очищены, промыты, отремонтированы и испытаны. Сборку…

Ремонт механической части и балансировка роторов (якорей)

Для роторов (якорей) электрических машин наиболее характерны такие повреждения, как выработка рабочей поверхности шейки и искривление вала, ослабление прессовки пакета сердечника, обгорание поверхности и «затяжка» стальных пластин ротора в результате задевания его за статор при чрезмерном износе подшипников скольжения и вследствие этого «проседании» вала. Выработку шеек вала, не превышающую по глубине 4 — 5% его…

Испытание машин

Испытания можно условно разделить на две группы: пооперационные, или предварительные, испытания, проводимые в процессе ремонта машины для проверки его качества и примененных при этом материалов. Эти испытания позволяют своевременно выявить дефекты ремонта и таким образом исключить переделки; окончательные испытания, по результатам которых можно судить о качестве произведенного ремонта в целом и решать вопрос о возможности…

Правка вала

При искривлении вала до 0,1 мм на 1 м длины, но не более 0,2 мм на всю длину, правка вала необязательна. При искривлении вала до 0,3% его длины правку производят без подогрева, а при искривлении более 0,3% длины вал предварительно подогревают до 900 — 1000 °С и правят под прессом. Правку вала производят гидравлическим прессом…