Двухслойные обмотки

Двухслойные обмотки выполняют с диаметральным шагом, укороченным шагом или укороченным шагом и дробным числом пазов на полюс — фазу.

Двухслойная обмотка с диаметральным шагом, схема которой показана на рисунке, состоит из 24 катушек, т. е. количество катушек равно числу пазов статора. Машина — четырехполюсная, число пазов на полюс — фазу q — 2, шаг обмотки — 6, число катушечных групп в каждой фазе — 4.

Каждая катушечная группа состоит из двух последовательно соединенных катушек. Начала фаз взяты из пазов 1, 5 и 9, т. е. находятся одно от другого на расстоянии 2q.


Схемы двухслойных статорных обмоток

Схемы двухслойных статорных обмоток

Схемы двухслойных статорных обмоток:

а — с диаметральным шагом,
б — с укороченным шагом,
в — с укороченным шагом и дробным числом пазов на полюс — фазу.


Стороны катушек, находящиеся в одном пазу, показаны на рисунке рядом, причем сторона катушки, изображенная на схеме слева, лежит в верхнем слое обмотки, а изображенная справа — в нижнем. При намотке такой обмотки катушки фаз укладывают в пазы 1 — 7, 2 — 8 (I фаза); 3 — 9, 4 — 10 (II фаза); 5 — 11, 6 — 12 (III фаза); 7 — 13, 8 — 14 (I фаза) и т. д.

В целях экономии проводниковых материалов обмотки статоров современных двигателей выполняют преимущественно двухслойными с укороченным шагом. Экономия достигается за счет сокращения длины лобовых частей, находящихся вне пазов статора и не участвующих в создании вращающего момента.

У обмотки с укороченным шагом шаг обмотки на одно пазовое деление меньше, чем у обмотки с диаметральным шагом. Так, первую катушку обмотки с укороченным шагом укладывают в пазы 1 — 6, а не в 1 — 7, как у обмотки с диаметральным шагом.

Двухслойные обмотки с укороченным шагом могут иметь дробное число пазов на полюс — фазу. Отличительной особенностью такой обмотки является наличие в каждой фазе катушечных групп с неодинаковым числом катушек.

На схеме видно, что в каждой фазе кроме обычных двойных катушечных групп имеется также по одной тройной катушечной группе. Тройные группы, состоящие из трех катушек, расположены симметрично по окружности статора.

Обмотка имеет число пазов 27, число полюсов 4, число пазов на полюс — фазу q = 2, шаг обмотки — 6. Образовавшиеся три «дополнительных» или «лишних» паза заполняют третьими катушками тройных катушечных групп каждой фазы.

Так, катушечные группы имеют следующие катушки: I фаза — 3 — 2 — 2 — 2; II фаза — 2 — 2 — 3 — 2; III фаза — 2 — 3 — 2 — 2. Начальные выводы фаз выводят из пазов 1, 6, 10, а конечные — из пазов 22, 26, 4.

Изготовление обмотки статора начинают с заготовки отдельных катушек.

Размеры катушек в ремонтируемом электродвигателе можно определить одним из следующих способов: замерив старую обмотку, по типовым альбомам или расчетным путем, определив среднюю длину витка (Lc,в) катушки по формуле:

Формула

где: Dc — диаметр расточки статора, мм; Н — высота паза, мм; уп — шаг обмотки по пазам; z — число пазов статора; lс, — длина активной стали статора (включая радиальные каналы), мм; k — коэффициент.

Катушки наматывают на простых или универсальных шаблонах с ручным или механическим приводом.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (пластины нового коллектора)

Новый коллектор изготовляют, руководствуясь основными размерами старого коллектора и учитывая при этом величину его износа. Перед разборкой дефектного коллектора покрывают его поверхность двумя слоями картона, поверх которых на расстоянии 50 — 60 мм друг от друга накладывают два бандажа из мягкой проволоки, чтобы предохранить пластины от рассыпания. Вывернув крепежные болты, легкими ударами молотка снимают нажимную…

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения электрических машин встроены в подшипниковые щиты или вынесены за их пределы и смонтированы в стойках, устанавливаемых на общем фундаменте со станиной машины. Конструктивно подшипники скольжения выполняют в виде цельной или составной втулки; последняя состоит из двух половинок (вкладышей), разъем — горизонтальный. Внутренняя поверхность втулки покрыта слоем антифрикционного сплава — баббита. В подшипниках скольжения…

Переделка асинхронных двигателей

При переделке асинхронных двигателей на новое число оборотов меняют число пар полюсов в статоре и фазном роторе, изменяя в их обмотках шаг и число катушек в катушечной группе. Число пар полюсов изменяется обратно пропорционально магнитному потоку. Так, при уменьшении вдвое числа пар полюсов магнитный поток увеличивается также вдвое. Магнитный поток изменяется прямо пропорционально числу оборотов….

Ремонт коллекторов (последовательность)

При выполнении основных операций сборки и обработки коллектора соблюдают такую последовательность: запрессовывают в стальное кольцо весь комплект из пластин и изоляции так, чтобы он принял форму правильного цилиндра, и предварительно обрабатывают его на токарном станке; запекают запрессованный комплект в термостате при 130 — 140 °С в течение 3 — 4 ч, после чего перепрессовывают комплект…

Подшипники скольжения (дефекты вкладышей)

Масло, подаваемое вращающимся кольцом, попадает в зазор между шейкой вала и внутренней поверхностью втулки, вследствие чего шейка всплывает и во время всей работы двигателя вращается на масляной пленке. Для предотвращения растекания масла вдоль вала во втулке имеются маслоулавливающие канавки, сообщающиеся с камерой посредством отверстий. Распределительная смазочная канавка 10, как это видно из рисунка, не доходит…