Двухслойные обмотки

Двухслойные обмотки выполняют с диаметральным шагом, укороченным шагом или укороченным шагом и дробным числом пазов на полюс — фазу.

Двухслойная обмотка с диаметральным шагом, схема которой показана на рисунке, состоит из 24 катушек, т. е. количество катушек равно числу пазов статора. Машина — четырехполюсная, число пазов на полюс — фазу q — 2, шаг обмотки — 6, число катушечных групп в каждой фазе — 4.

Каждая катушечная группа состоит из двух последовательно соединенных катушек. Начала фаз взяты из пазов 1, 5 и 9, т. е. находятся одно от другого на расстоянии 2q.


Схемы двухслойных статорных обмоток

Схемы двухслойных статорных обмоток

Схемы двухслойных статорных обмоток:

а — с диаметральным шагом,
б — с укороченным шагом,
в — с укороченным шагом и дробным числом пазов на полюс — фазу.


Стороны катушек, находящиеся в одном пазу, показаны на рисунке рядом, причем сторона катушки, изображенная на схеме слева, лежит в верхнем слое обмотки, а изображенная справа — в нижнем. При намотке такой обмотки катушки фаз укладывают в пазы 1 — 7, 2 — 8 (I фаза); 3 — 9, 4 — 10 (II фаза); 5 — 11, 6 — 12 (III фаза); 7 — 13, 8 — 14 (I фаза) и т. д.

В целях экономии проводниковых материалов обмотки статоров современных двигателей выполняют преимущественно двухслойными с укороченным шагом. Экономия достигается за счет сокращения длины лобовых частей, находящихся вне пазов статора и не участвующих в создании вращающего момента.

У обмотки с укороченным шагом шаг обмотки на одно пазовое деление меньше, чем у обмотки с диаметральным шагом. Так, первую катушку обмотки с укороченным шагом укладывают в пазы 1 — 6, а не в 1 — 7, как у обмотки с диаметральным шагом.

Двухслойные обмотки с укороченным шагом могут иметь дробное число пазов на полюс — фазу. Отличительной особенностью такой обмотки является наличие в каждой фазе катушечных групп с неодинаковым числом катушек.

На схеме видно, что в каждой фазе кроме обычных двойных катушечных групп имеется также по одной тройной катушечной группе. Тройные группы, состоящие из трех катушек, расположены симметрично по окружности статора.

Обмотка имеет число пазов 27, число полюсов 4, число пазов на полюс — фазу q = 2, шаг обмотки — 6. Образовавшиеся три «дополнительных» или «лишних» паза заполняют третьими катушками тройных катушечных групп каждой фазы.

Так, катушечные группы имеют следующие катушки: I фаза — 3 — 2 — 2 — 2; II фаза — 2 — 2 — 3 — 2; III фаза — 2 — 3 — 2 — 2. Начальные выводы фаз выводят из пазов 1, 6, 10, а конечные — из пазов 22, 26, 4.

Изготовление обмотки статора начинают с заготовки отдельных катушек.

Размеры катушек в ремонтируемом электродвигателе можно определить одним из следующих способов: замерив старую обмотку, по типовым альбомам или расчетным путем, определив среднюю длину витка (Lc,в) катушки по формуле:

Формула

где: Dc — диаметр расточки статора, мм; Н — высота паза, мм; уп — шаг обмотки по пазам; z — число пазов статора; lс, — длина активной стали статора (включая радиальные каналы), мм; k — коэффициент.

Катушки наматывают на простых или универсальных шаблонах с ручным или механическим приводом.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Динамическая балансировка

Для динамической балансировки наиболее удобен станок резонансного типа, состоящий из двух сварных стоек, опорных плит и балансировочных головок. Головки состоят из подшипников, сегментов 6 и могут быть закреплены неподвижно болтами либо свободно качаться на сегментах. Балансируемый ротор приводится во вращательное движение электродвигателем. Муфта расцепления служит для отсоединения вращающегося ротора от привода в момент балансировки. Динамическая…

Проверка качества паек

Испытательные напряжения обмоток роторов Объекты испытания Величина испытательного напряжения, в, для двигателей нереверсивных реверсивных Катушки обмотки до соединения и наложения бандажей 2Uк + 2000 2Uк + 2000 Катушки обмотки после соединения, пайки и наложения бандажей 2Uк + 1500 2Uк + 1500 Примечания Uк — напряжение на кольцах разомкнутого ротора. Испытательное напряжение для обмоток роторов при…

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…