Обмотка

Обмотка — несколько уложенных в пазы активной стали катушек, намотанных изолированными проводами и соединенных в определенной последовательности.

При изготовлении новых обмоток для ремонтируемых машин должны быть соблюдены следующие требования:

  • все три фазы обмотки должны иметь одинаковое количество витков, катушек и катушечных групп;
  • катушки и катушечные группы должны быть одинаково соединены;
  • начала и концы фаз (а следовательно, и середины) должны быть сдвинуты по отношению друг к другу на 120 электрических градусов или 1/3 полюсного деления;
  • во всех трех фазах и параллельных ветвях должно быть одинаковое число равных по размеру катушек, одинаковое число эффективных витков и одинаковое сечение эффективного провода. Только при соблюдении этих условий будут одинаковыми активное и индуктивное сопротивления фаз и параллельных ветвей.

По способу заполнения пазов статорные обмотки электрических машин делят на однослойные и двухслойные. В однослойных обмотках сторона катушки заполняет весь паз, в двухслойных — только половину, другую половину паза заполняет сторона другой катушки.

По типу витков обмотки разделяют на волновые и петлевые. Волновыми являются роторные обмотки, полувитки которых состоят из стержней; эти обмотки называют также стержневыми.

Все остальные статорные и роторные обмотки
— петлевые.

По способу выполнения статорные обмотки делят на всыпные и протяжные. Всыпные обмотки выполняют при намотке электрических машин с полузакрытыми пазами; при этом каждый провод катушки укладывают по отдельности через шлиц паза. Протяжную обмотку выполняют при ремонте электрических машин старых конструкций с закрытыми пазами; каждый провод обмотки протягивают при этом через паз.

Существует множество различных схем выполнения статорных обмоток. Все схемы привести невозможно, поэтому ниже рассмотрены только некоторые из них, получившие наибольшее распространение в трехфазных двигателях переменного тока.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт щеткодержателей (отклонения в величине нажатия)

Отклонения в величине нажатия отдельных щеток одного полюса машины постоянного тока не должны превышать 10%. Все устанавливаемые на отремонтированной машине щетки должны быть одной марки. Марки щеток подбирают в соответствии с указаниями завода-изготовителя, так как каждый тип машины выпускается заводом со строго подобранными марками щеток. При подборе щеток учитывают необходимую плотность тока под щетками, окружную…

Подшипники скольжения (заливка вкладышей)

Подготовленные к заливке и подогретые вкладыши вставляют в переходную втулку и вместе с ней закладывают в буксу, куда предварительно помещают выпрессовочный диск. Буксу закрывают крышкой, укрепляемой четырьмя болтами. После этого трубу воронки вводят внутрь буксы; положение воронки фиксируют стопорным винтом. Воронку и трубу подогревают пламенем газовой горелки, включают двигатель станка и букса начинает вращаться. Открывают…

Контрольные вопросы

Ремонтные работы, связанные с применением открытого огня во взрывоопасных производствах, должны выполняться в соответствии с местными инструкциями и «Типовым положением по организации огневых работ во взрыво- и огнеопасных производствах химической и металлургической промышленности». Контрольные вопросы Как устроены асинхронный двигатель и машина постоянного тока? Чем конструктивно отличается короткозамкнутый ротор от ротора с фазной обмоткой? В какой…

Ремонт щеткодержателей (правильность сборки)

Обоймы и другие детали щеткодержателя оплавляются вследствие сильного искрения и образования кругового огня. При легком оплавлении щеткодержатель очищают от копоти, грязи и нагара, а при сильном заменяют новым. Механические повреждения щеткодержателя (заусенцы, вмятины, выгибы) устраняют опиловкой и правкой. Одним из часто встречающихся в щеткодержателях повреждений является разъедание внутренней поверхности обоймы в результате нарушения токопрохождения с…

Сборка машин

Конструкции электрических машин, имеющихся в эксплуатации на предприятиях, существенно отличаются друг от друга. Поэтому дать описание способов и последовательности операций сборки даже части попадающих в ремонт машин не представляется возможным. Как правило, процесс сборки всякой машины ведется в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой машины убеждаются, что все ее части очищены, промыты, отремонтированы и испытаны. Сборку…