Обмотка

Обмотка — несколько уложенных в пазы активной стали катушек, намотанных изолированными проводами и соединенных в определенной последовательности.

При изготовлении новых обмоток для ремонтируемых машин должны быть соблюдены следующие требования:

  • все три фазы обмотки должны иметь одинаковое количество витков, катушек и катушечных групп;
  • катушки и катушечные группы должны быть одинаково соединены;
  • начала и концы фаз (а следовательно, и середины) должны быть сдвинуты по отношению друг к другу на 120 электрических градусов или 1/3 полюсного деления;
  • во всех трех фазах и параллельных ветвях должно быть одинаковое число равных по размеру катушек, одинаковое число эффективных витков и одинаковое сечение эффективного провода. Только при соблюдении этих условий будут одинаковыми активное и индуктивное сопротивления фаз и параллельных ветвей.

По способу заполнения пазов статорные обмотки электрических машин делят на однослойные и двухслойные. В однослойных обмотках сторона катушки заполняет весь паз, в двухслойных — только половину, другую половину паза заполняет сторона другой катушки.

По типу витков обмотки разделяют на волновые и петлевые. Волновыми являются роторные обмотки, полувитки которых состоят из стержней; эти обмотки называют также стержневыми.

Все остальные статорные и роторные обмотки
— петлевые.

По способу выполнения статорные обмотки делят на всыпные и протяжные. Всыпные обмотки выполняют при намотке электрических машин с полузакрытыми пазами; при этом каждый провод катушки укладывают по отдельности через шлиц паза. Протяжную обмотку выполняют при ремонте электрических машин старых конструкций с закрытыми пазами; каждый провод обмотки протягивают при этом через паз.

Существует множество различных схем выполнения статорных обмоток. Все схемы привести невозможно, поэтому ниже рассмотрены только некоторые из них, получившие наибольшее распространение в трехфазных двигателях переменного тока.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов

Неровности, дорожки на поверхности коллектора устраняют полировкой, шлифовкой или обточкой. Выбор способа устранения этих дефектов при ремонте зависит от величины выработки. При выработке до 0,2 мм применяют полировку, до 0,5 мм — шлифовку, свыше 0,5 мм — обточку. Обточку и шлифовку коллектора выполняют на токарных станках или при помощи переносных приспособлений. При обточке коллектора скорость…

Признаки дефекта подшипников

При незначительных повреждениях на поверхности дорожек качения или шариков (роликов) подшипник может быть вновь использован, при значительных повреждениях подшипник заменяют новым. В некоторых случаях у подшипников качения вследствие выкрашивания металла на дорожках качения повреждаются сепараторы. В этом случае подшипник заменяют новым. Подшипники заменяют новыми также при следующих неустранимых дефектах, определяемых внешним осмотром: сколы или трещины…

Переделка машины постоянного тока на повышенное напряжение

При переделке машины постоянного тока на повышенное напряжение необходимо следующее. Определить коэффициент увеличения напряжения Ку,н по формуле: Вычислить новый диаметр провода dн по формуле: Определить новое количество проводов в пазу якоря по формуле: Вычислить сечение паза Sп якоря, чтобы определить возможность укладки в нем увеличенного количества проводов: где: ωн — новое число проводов в пазу;…

Ремонт коллекторов (продороживание изоляции)

После обточки изоляцию коллектора продороживают на глубину 0,5 — 1,5 мм. Края пластин скашивают под углом 45°, как показано на рисунке. Продороживание изоляции выполняют ручным резаком, изготовленным из куска ножовочного полотна, или при помощи специального переносного устройства. Продороживание изоляции коллектора Переносное устройство Переносное устройство для механизированного продороживания изоляции коллектора: 1 — электродвигатель, 2 — магнитный…

Методы нагрева подшипников

Масляная ванна имеет внутренний резервуар 1; подъемную корзину 2 с решетчатым дном; спиральные обогреватели 3, уложенные в. керамическую плиту; воздушное распределительное устройство, служащее для управления подъемом и спуском корзины; карман для установки термометра контроля температуры нагрева масла и сливную трубу для спуска масла из ванны. Корзина сверху прикрыта двумя крышками. Задняя крышка закреплена наглухо; а…