Обмотка

Обмотка — несколько уложенных в пазы активной стали катушек, намотанных изолированными проводами и соединенных в определенной последовательности.

При изготовлении новых обмоток для ремонтируемых машин должны быть соблюдены следующие требования:

  • все три фазы обмотки должны иметь одинаковое количество витков, катушек и катушечных групп;
  • катушки и катушечные группы должны быть одинаково соединены;
  • начала и концы фаз (а следовательно, и середины) должны быть сдвинуты по отношению друг к другу на 120 электрических градусов или 1/3 полюсного деления;
  • во всех трех фазах и параллельных ветвях должно быть одинаковое число равных по размеру катушек, одинаковое число эффективных витков и одинаковое сечение эффективного провода. Только при соблюдении этих условий будут одинаковыми активное и индуктивное сопротивления фаз и параллельных ветвей.

По способу заполнения пазов статорные обмотки электрических машин делят на однослойные и двухслойные. В однослойных обмотках сторона катушки заполняет весь паз, в двухслойных — только половину, другую половину паза заполняет сторона другой катушки.

По типу витков обмотки разделяют на волновые и петлевые. Волновыми являются роторные обмотки, полувитки которых состоят из стержней; эти обмотки называют также стержневыми.

Все остальные статорные и роторные обмотки
— петлевые.

По способу выполнения статорные обмотки делят на всыпные и протяжные. Всыпные обмотки выполняют при намотке электрических машин с полузакрытыми пазами; при этом каждый провод катушки укладывают по отдельности через шлиц паза. Протяжную обмотку выполняют при ремонте электрических машин старых конструкций с закрытыми пазами; каждый провод обмотки протягивают при этом через паз.

Существует множество различных схем выполнения статорных обмоток. Все схемы привести невозможно, поэтому ниже рассмотрены только некоторые из них, получившие наибольшее распространение в трехфазных двигателях переменного тока.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт механической части и балансировка роторов (якорей)

Для роторов (якорей) электрических машин наиболее характерны такие повреждения, как выработка рабочей поверхности шейки и искривление вала, ослабление прессовки пакета сердечника, обгорание поверхности и «затяжка» стальных пластин ротора в результате задевания его за статор при чрезмерном износе подшипников скольжения и вследствие этого «проседании» вала. Выработку шеек вала, не превышающую по глубине 4 — 5% его…

Испытание машин

Испытания можно условно разделить на две группы: пооперационные, или предварительные, испытания, проводимые в процессе ремонта машины для проверки его качества и примененных при этом материалов. Эти испытания позволяют своевременно выявить дефекты ремонта и таким образом исключить переделки; окончательные испытания, по результатам которых можно судить о качестве произведенного ремонта в целом и решать вопрос о возможности…

Правка вала

При искривлении вала до 0,1 мм на 1 м длины, но не более 0,2 мм на всю длину, правка вала необязательна. При искривлении вала до 0,3% его длины правку производят без подогрева, а при искривлении более 0,3% длины вал предварительно подогревают до 900 — 1000 °С и правят под прессом. Правку вала производят гидравлическим прессом…

Пооперационные контрольные испытания

При пооперационных контрольных испытаниях измеряют сопротивления изоляции каждой отдельной неуложенной катушки по отношению к корпусу. Катушку помещают между металлическими обкладками, заменяющими металлический корпус. Измерение производят мегомметром на 1000 в в течение 1 мин. Наименьшая допустимая величина сопротивления изоляции катушки статорной обмотки машины с номинальным напряжением до 500 в равна 1,5 Мом, роторной о обмотки —…

Статическая балансировка

Для статической балансировки служит станок, представляющий собой опорную конструкцию из профильной стали с установленными на ней призмами трапециевидной формы. Длина призм должна быть такой, чтобы ротор мог сделать на них не менее двух оборотов. Ширина рабочей поверхности призм а определяется по формуле: где: G — нагрузка на призму, кг; Е — модуль упругости материала призмы,…