Обмотка

Обмотка — несколько уложенных в пазы активной стали катушек, намотанных изолированными проводами и соединенных в определенной последовательности.

При изготовлении новых обмоток для ремонтируемых машин должны быть соблюдены следующие требования:

  • все три фазы обмотки должны иметь одинаковое количество витков, катушек и катушечных групп;
  • катушки и катушечные группы должны быть одинаково соединены;
  • начала и концы фаз (а следовательно, и середины) должны быть сдвинуты по отношению друг к другу на 120 электрических градусов или 1/3 полюсного деления;
  • во всех трех фазах и параллельных ветвях должно быть одинаковое число равных по размеру катушек, одинаковое число эффективных витков и одинаковое сечение эффективного провода. Только при соблюдении этих условий будут одинаковыми активное и индуктивное сопротивления фаз и параллельных ветвей.

По способу заполнения пазов статорные обмотки электрических машин делят на однослойные и двухслойные. В однослойных обмотках сторона катушки заполняет весь паз, в двухслойных — только половину, другую половину паза заполняет сторона другой катушки.

По типу витков обмотки разделяют на волновые и петлевые. Волновыми являются роторные обмотки, полувитки которых состоят из стержней; эти обмотки называют также стержневыми.

Все остальные статорные и роторные обмотки
— петлевые.

По способу выполнения статорные обмотки делят на всыпные и протяжные. Всыпные обмотки выполняют при намотке электрических машин с полузакрытыми пазами; при этом каждый провод катушки укладывают по отдельности через шлиц паза. Протяжную обмотку выполняют при ремонте электрических машин старых конструкций с закрытыми пазами; каждый провод обмотки протягивают при этом через паз.

Существует множество различных схем выполнения статорных обмоток. Все схемы привести невозможно, поэтому ниже рассмотрены только некоторые из них, получившие наибольшее распространение в трехфазных двигателях переменного тока.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…