Обмотка

Обмотка — несколько уложенных в пазы активной стали катушек, намотанных изолированными проводами и соединенных в определенной последовательности.

При изготовлении новых обмоток для ремонтируемых машин должны быть соблюдены следующие требования:

  • все три фазы обмотки должны иметь одинаковое количество витков, катушек и катушечных групп;
  • катушки и катушечные группы должны быть одинаково соединены;
  • начала и концы фаз (а следовательно, и середины) должны быть сдвинуты по отношению друг к другу на 120 электрических градусов или 1/3 полюсного деления;
  • во всех трех фазах и параллельных ветвях должно быть одинаковое число равных по размеру катушек, одинаковое число эффективных витков и одинаковое сечение эффективного провода. Только при соблюдении этих условий будут одинаковыми активное и индуктивное сопротивления фаз и параллельных ветвей.

По способу заполнения пазов статорные обмотки электрических машин делят на однослойные и двухслойные. В однослойных обмотках сторона катушки заполняет весь паз, в двухслойных — только половину, другую половину паза заполняет сторона другой катушки.

По типу витков обмотки разделяют на волновые и петлевые. Волновыми являются роторные обмотки, полувитки которых состоят из стержней; эти обмотки называют также стержневыми.

Все остальные статорные и роторные обмотки
— петлевые.

По способу выполнения статорные обмотки делят на всыпные и протяжные. Всыпные обмотки выполняют при намотке электрических машин с полузакрытыми пазами; при этом каждый провод катушки укладывают по отдельности через шлиц паза. Протяжную обмотку выполняют при ремонте электрических машин старых конструкций с закрытыми пазами; каждый провод обмотки протягивают при этом через паз.

Существует множество различных схем выполнения статорных обмоток. Все схемы привести невозможно, поэтому ниже рассмотрены только некоторые из них, получившие наибольшее распространение в трехфазных двигателях переменного тока.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…

Ремонт коллекторов

Неровности, дорожки на поверхности коллектора устраняют полировкой, шлифовкой или обточкой. Выбор способа устранения этих дефектов при ремонте зависит от величины выработки. При выработке до 0,2 мм применяют полировку, до 0,5 мм — шлифовку, свыше 0,5 мм — обточку. Обточку и шлифовку коллектора выполняют на токарных станках или при помощи переносных приспособлений. При обточке коллектора скорость…

Признаки дефекта подшипников

При незначительных повреждениях на поверхности дорожек качения или шариков (роликов) подшипник может быть вновь использован, при значительных повреждениях подшипник заменяют новым. В некоторых случаях у подшипников качения вследствие выкрашивания металла на дорожках качения повреждаются сепараторы. В этом случае подшипник заменяют новым. Подшипники заменяют новыми также при следующих неустранимых дефектах, определяемых внешним осмотром: сколы или трещины…