Намотка катушек статорных обмоток и укладка их в пазы

Прежде чем изучить технологию намотки катушек статорных обмоток, целесообразно ознакомиться с терминологией, относящейся к обмоткам, основными правилами изготовления их, а также с некоторыми схемами статорных обмоток. Это поможет правильно выполнять эскизы обмоток и избегать ошибок при намотке новых обмоток статоров в ремонтируемых электродвигателях.

В современной технической литературе применительно к обмоткам электродвигателей употребляются следующие термины.

Виток — два провода, расположенные в двух пазах и соединенные между собой по торцу статора или ротора.

Шаг витка (шаг обмотки) — кратчайшее расстояние между сторонами витка (обмотки), находящимися в пазах.

Катушка — группа витков, уложенных соответствующими сторонами в два паза и соединенных между собой последовательно.

Катушечная группа — несколько катушек фазы, стороны которых расположены в соседних пазах статора или ротора.

Фаза обмотки — часть обмотки с определенным числом катушек. Фазы обмоток в трехфазных двигателях сдвинуты одна по отношению к другой на 120 электрических градусов.

Полюсное деление — расстояние между осями двух соседних полюсов, получающихся в обмотке статора при протекании по ней переменного тока. Полюсным делением называют и часть дуги внутренней окружности (расточки) активной стали статора, приходящейся на один полюс. В двухполюсных электродвигателях полюсные деления равны 180 геометрическим градусам, в четырехполюсных — 90, в шестиполюсных — 60 и т. д. Полюсные деления измеряются также в зубцовых делениях и числом пазов на полюс и фазу.

Диаметральный шаг — шаг обмотки по пазам, при котором расстояние между серединами сторон катушки равно полюсному делению.

Укороченный шаг — шаг обмотки по пазам, меньший (по числу пазов) диаметрального.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт щеткодержателей

При ремонте электрических машин наиболее часто встречаются такие неисправности щеткодержателя, как ослабление пружин, оплавление или механические повреждения щеткодержателя. Ослабление пружин щеткодержателя и, как результат этого, снижение нажатия на щетку устраняют регулированием пружин, а при отсутствии такой возможности — заменой дефектной пружины новой заводского изготовления. Величину нажатия пружины щеткодержателя после регулирования или замены проверяют так, как…

Подшипники скольжения (центробежная заливка вкладышей)

Для осуществления центробежной заливки вкладышей использую приспособление, устанавливаемое в патроне токарного станка, переносный станок. При заливке в приспособлении нагревают вкладыш 1 до 200 — 260 °С и зажимают между дисками 2, после чего включают станок и при вращении шпинделя заливают в воронку 3 необходимое количество расплавленного баббита. Оптимальное число оборотов n шпинделя станка, при котором…

Ремонт взрывозащищенного электрооборудования (техника безопасности)

Ремонт электрооборудования на напряжения до и свыше 1000 в во взрывоопасных помещениях и наружных установках производят только отключив его от сети. Применяющаяся блокировка крышек взрывозащищенного электрооборудования не обеспечивает полной безопасности при его осмотре или ремонте по следующим причинам: могут оказаться неисправными элементы блокировки, вследствие чего при открытой крышке не будет снято напряжение; при открытой крышке…

Ремонт щеткодержателей (отклонения в величине нажатия)

Отклонения в величине нажатия отдельных щеток одного полюса машины постоянного тока не должны превышать 10%. Все устанавливаемые на отремонтированной машине щетки должны быть одной марки. Марки щеток подбирают в соответствии с указаниями завода-изготовителя, так как каждый тип машины выпускается заводом со строго подобранными марками щеток. При подборе щеток учитывают необходимую плотность тока под щетками, окружную…

Подшипники скольжения (заливка вкладышей)

Подготовленные к заливке и подогретые вкладыши вставляют в переходную втулку и вместе с ней закладывают в буксу, куда предварительно помещают выпрессовочный диск. Буксу закрывают крышкой, укрепляемой четырьмя болтами. После этого трубу воронки вводят внутрь буксы; положение воронки фиксируют стопорным винтом. Воронку и трубу подогревают пламенем газовой горелки, включают двигатель станка и букса начинает вращаться. Открывают…