Заготовка изоляции и изолировка пазов

Провода обмоток должны быть защищены от механических повреждений и надежно изолированы друг от друга и от активной стали электрической машины.

На специализированных электроремонтных заводах и в электроцехах крупных предприятий изолировка токоведущих частей электрических машин является самостоятельным видом работы и выполняется рабочими-изолировщиками на специальных участках, оснащенных соответствующим оборудованием, необходимыми инструментами и приспособлениями.

Изоляция активной стали от проводов, находящихся в пазах статора электрической машины мощностью до 100 кет и напряжением до 500 в, осуществляется листами электрокартона (прессшпана) толщиной 0,1 — 0,3 мм и лакотканью.

В некоторых машинах эти материалы применяют в различных сочетаниях. Чаще всего пазовую изоляцию (гильзу или коробочку) изготовляют из двух слоев электрокартона и одного слоя лакоткани, располагаемого между ними, или же одного слоя электрокартона и одного слоя лакоткани.

Внешний (нижний) слой 1 электрокартона защищает лакоткань 2 и провода 5 обмотки при укладке в паз от повреждений его стенками. Внутренний (верхний) слой 3 электрокартона защищает лакоткань от смятия проводами обмотки, а изоляцию проводов — от повреждения коронками зубцов.


Пазовая изоляция

Пазовая изоляция

Пазовая изоляция:

а — до укладки в паз проводов обмотки, б — после укладки в паз проводов обмотки и установки деревянного клина, в — манжеты на концах коробочки пазовой изоляции с отбортовкой одного или трех слоев изоляции;

1 — внешний (нижний) слой электрокартона, 2 — лакоткань, 3 — внутренний (верхний) слой электрокартона, 4 — клин, 5 — провод обмотки, 6 — прокладка из электрокартона между слоями двухслойной обмотки.


Изоляционные детали изготовляют заранее. Для этого листы электрокартона и лакоткани нарезают на пресс-ножницах на полосы необходимой длины и ширины, которые затем вкладывают в пазы ремонтируемой машины. При резке изоляционных материалов на прессножницах пользуются зажимной планкой и не придерживают материал рукой, при резке ножом во избежание травм нож двигают от себя.

Длину заготовки внутреннего слоя пазовой изоляции статора берут на 20 — 40 мм больше длины сердечника, чтобы по краям коробочки можно было сделать выступающие по обеим сторонам паза манжеты для предохранения выходящих из паза проводов обмотки от механических повреждений.

Манжеты обычно выполняют отбортовкой одного (верхнего) слоя электрокартона коробочки и только при необходимости увеличения прочности выступающих концов коробочки — отбортовкой всех слоев.

До начала обмоточных работ помимо деталей пазовой изоляции заготовляют электрокартонные прокладки для изоляции крайних пластин статора, а также электрокартонные полоски толщиной 0,3 — 0,5 мм для подклиновой изоляции. Перед закладкой изоляции пазы статора осматривают и продувают струей сжатого воздуха. Окончив изолировку пазов, производят намотку статора.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (выполение продороживания)

Продороживание выполняется следующим образом. Заземляют электродвигатель и подключают его к сети. Устанавливают при помощи каретки и подвижных опор необходимую глубину продороживания и шаг коллекторных пластин. После этого вручную продороживают первую прокладку между пластинами. Затем, взяв в руки рабочую часть приспособления, ставят направляющий нож в продороженную канавку пускают двигатель и, направляя вращающуюся фрезу вдоль прокладки между…

Индукционные аппараты

Индукционные аппараты применимы для всех размеров подшипников качения, однако каждый из аппаратов используют для определенного диапазона размеров подшипников, которые можно в нем нагревать. Эти диапазоны определяются размерами сердечника и мощностью трансформатора, питающего первичную обмотку аппарата. Индукционный аппарат, позволяет нагревать подшипники от № 310 до 322. Нагрев подшипников индукционным методом производится примерно в три раза быстрее,…

Переделка электрических машин на новое число оборотов

При переделке машин постоянного тока на новое число оборотов скорость вращения определяют по формуле: где: Е — электродвижущая сила, в; а — число пар параллельных ветвей; Ф — магнитный поток, мкс; ω — число проводов в пазу; p — число пар полюсов. Число оборотов в минуту n обратно пропорционально числу проводов в пазу ω, поэтому…

Ремонт коллекторов (пластины нового коллектора)

Новый коллектор изготовляют, руководствуясь основными размерами старого коллектора и учитывая при этом величину его износа. Перед разборкой дефектного коллектора покрывают его поверхность двумя слоями картона, поверх которых на расстоянии 50 — 60 мм друг от друга накладывают два бандажа из мягкой проволоки, чтобы предохранить пластины от рассыпания. Вывернув крепежные болты, легкими ударами молотка снимают нажимную…

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения электрических машин встроены в подшипниковые щиты или вынесены за их пределы и смонтированы в стойках, устанавливаемых на общем фундаменте со станиной машины. Конструктивно подшипники скольжения выполняют в виде цельной или составной втулки; последняя состоит из двух половинок (вкладышей), разъем — горизонтальный. Внутренняя поверхность втулки покрыта слоем антифрикционного сплава — баббита. В подшипниках скольжения…