Заготовка изоляции и изолировка пазов

Провода обмоток должны быть защищены от механических повреждений и надежно изолированы друг от друга и от активной стали электрической машины.

На специализированных электроремонтных заводах и в электроцехах крупных предприятий изолировка токоведущих частей электрических машин является самостоятельным видом работы и выполняется рабочими-изолировщиками на специальных участках, оснащенных соответствующим оборудованием, необходимыми инструментами и приспособлениями.

Изоляция активной стали от проводов, находящихся в пазах статора электрической машины мощностью до 100 кет и напряжением до 500 в, осуществляется листами электрокартона (прессшпана) толщиной 0,1 — 0,3 мм и лакотканью.

В некоторых машинах эти материалы применяют в различных сочетаниях. Чаще всего пазовую изоляцию (гильзу или коробочку) изготовляют из двух слоев электрокартона и одного слоя лакоткани, располагаемого между ними, или же одного слоя электрокартона и одного слоя лакоткани.

Внешний (нижний) слой 1 электрокартона защищает лакоткань 2 и провода 5 обмотки при укладке в паз от повреждений его стенками. Внутренний (верхний) слой 3 электрокартона защищает лакоткань от смятия проводами обмотки, а изоляцию проводов — от повреждения коронками зубцов.


Пазовая изоляция

Пазовая изоляция

Пазовая изоляция:

а — до укладки в паз проводов обмотки, б — после укладки в паз проводов обмотки и установки деревянного клина, в — манжеты на концах коробочки пазовой изоляции с отбортовкой одного или трех слоев изоляции;

1 — внешний (нижний) слой электрокартона, 2 — лакоткань, 3 — внутренний (верхний) слой электрокартона, 4 — клин, 5 — провод обмотки, 6 — прокладка из электрокартона между слоями двухслойной обмотки.


Изоляционные детали изготовляют заранее. Для этого листы электрокартона и лакоткани нарезают на пресс-ножницах на полосы необходимой длины и ширины, которые затем вкладывают в пазы ремонтируемой машины. При резке изоляционных материалов на прессножницах пользуются зажимной планкой и не придерживают материал рукой, при резке ножом во избежание травм нож двигают от себя.

Длину заготовки внутреннего слоя пазовой изоляции статора берут на 20 — 40 мм больше длины сердечника, чтобы по краям коробочки можно было сделать выступающие по обеим сторонам паза манжеты для предохранения выходящих из паза проводов обмотки от механических повреждений.

Манжеты обычно выполняют отбортовкой одного (верхнего) слоя электрокартона коробочки и только при необходимости увеличения прочности выступающих концов коробочки — отбортовкой всех слоев.

До начала обмоточных работ помимо деталей пазовой изоляции заготовляют электрокартонные прокладки для изоляции крайних пластин статора, а также электрокартонные полоски толщиной 0,3 — 0,5 мм для подклиновой изоляции. Перед закладкой изоляции пазы статора осматривают и продувают струей сжатого воздуха. Окончив изолировку пазов, производят намотку статора.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…

Ремонт коллекторов

Неровности, дорожки на поверхности коллектора устраняют полировкой, шлифовкой или обточкой. Выбор способа устранения этих дефектов при ремонте зависит от величины выработки. При выработке до 0,2 мм применяют полировку, до 0,5 мм — шлифовку, свыше 0,5 мм — обточку. Обточку и шлифовку коллектора выполняют на токарных станках или при помощи переносных приспособлений. При обточке коллектора скорость…

Признаки дефекта подшипников

При незначительных повреждениях на поверхности дорожек качения или шариков (роликов) подшипник может быть вновь использован, при значительных повреждениях подшипник заменяют новым. В некоторых случаях у подшипников качения вследствие выкрашивания металла на дорожках качения повреждаются сепараторы. В этом случае подшипник заменяют новым. Подшипники заменяют новыми также при следующих неустранимых дефектах, определяемых внешним осмотром: сколы или трещины…