Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт электрических машин / Разборка электрических машин (очистка и протяжка пазов)

Разборка электрических машин (очистка и протяжка пазов)

Сняв обмотку статора, удаляют из пазов остатки изоляции, снимают заусенцы и шероховатости. На такую обработку пазов статора электродвигателя мощностью 50 — 100 кет вручную напильниками затрачивается 2 — 4 ч.

В настоящее время на большинстве предприятий ручная обработка заменена обработкой дорнами, закрепляемыми в специальном приспособлении, состоящем из протяжного станка, механизма закрепления дорна и устройства для установки ротора.


Приспособление для очистки и протяжки пазов

Приспособление для очистки и протяжки пазов

Приспособление для очистки и протяжки пазов:

1 — держатель,
2 — оправка,
3 — дорн,
4 — ротор,
5 — червячный винт,
6 — стойка.


Держатель 1 соединен с оправкой 2, в которой закреплен хвостовик дорна 5, представляющего собой клинообразный стержень с режущими зубьями. Размер дорна соответствует размеру паза ротора 4.

Ротор устанавливают на двух стойках 6 с роликовыми опорами, укрепленными на червячных винтах 5.
Приспособление приводится в движение электродвигателем, который вращает шестизаходный винт, сообщающий поступательное движение держателю.

Дорн входит в паз тонкой стороной и, проходя через него, снимает имеющиеся в пазу остатки изоляции и заусенцы.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт подшипников

В современных электрических машинах применяют главным образом шариковые или роликовые подшипники качения. Они просты в эксплуатации, хорошо противостоят резким колебаниям температуры, легко могут быть заменены при износе. Подшипники скольжения применяют в крупных электрических машинах. Подшипники качения При ремонте электрической машины с подшипниками качения, как правило, ограничиваются промывкой подшипников и закладкой в них новой порции соответствующей…

Измерения зазоров и пробный пуск

Заключительными этапами проверки ремонтируемого электродвигателя являются измерения зазоров и пробный пуск. Величины зазоров измеряют при помощи набора стальных пластин — щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцов в четырех точках между активной сталью ротора и статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально…

Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов старых конструкций. В процессе работы машины отдельные элементы токособирательной системы изнашиваются, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. Наиболее распространенными дефектами токособирательной системы являются: недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и…

Степень износа подшипников качения

Степень износа подшипников качения определяют, измеряя их радиальные и аксиальные (осевые) зазоры на несложных приспособлениях, изготовляемых в мастерских электроцеха предприятия. Для замера на таком приспособлении радиального зазора подшипник 11 устанавливают на вертикальной плите 8 приспособления. Наложив на внутреннее кольцо 2 подшипника стальную шланку 10, закрепляют его гайкой, навернутой на стержень 9 приваренный к вертикальной плите;…

Расчеты (пересчеты) обмоток электрических машин

В практике ремонта электрических машин нередко возникает необходимость в расчете обмоток или пересчете их на новые параметры. Расчеты обмоток производят обычно при отсутствии у электродвигателя, подлежащего ремонту, паспортных данных или в случае поступления в ремонт двигателя без обмотки. Потребность в пересчете обмоток возникает также при необходимости изменения числа оборотов или напряжения, переделке односкоростных двигателей на…