Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт электрических машин / Разборка электрических машин (доступ к обмоткам)

Разборка электрических машин (доступ к обмоткам)

Перед тем как снимать шкив, выбирают слабину стропа, закрепленного на шкиве. После того как шкив сойдет с вала, его опускают на пол талью или тельфером. Съемник может быть установлен на тележке с малогабаритной лебедкой. При применении гидравлического съемника время и затраты труда на распрессовку деталей сокращаются в три раза по сравнению с применением винтового съемника.

Чтобы получить доступ к обмоткам, снимают передний и задний подшипниковые щиты электрической машины, предварительно отвернув болты, крепящие щиты к станине.

При разборке машин мощностью до 25 кет для демонтажа подшипниковых щитов и вывода ротора из статора применяют консольное приспособление, подвешиваемое к крюку передвижного козлового крана. Разборку более мощных машин производят с помощью монорельсового устройства, состоящего из рельса, прикрепляемого к станине, и комплекта роликов.


Приспособление для вывода ротора из статора машины

Приспособление для вывода ротора из статора машины

Приспособление для вывода ротора из статора машины:

1 — лебедка для подъема груза,
2 — штурвал перемещения каретки,
3 — каретка с тросом и крюком,
4 — консоль.


Ротор из статора выводят осторожно, чтобы не повредить лобовые части обмотки статора. При съеме щита с подшипником скольжения предварительно приподнимают смазочное кольцо, чтобы не повредить его. Шариковые и роликовые подшипники стягивают с вала винтовой стяжкой, представляющей собой диск с винтом и скобой.

За подшипником устанавливают диск, затем шпильки и, вращая рукоятку винта, упирают его в торец вала. Продолжая вращать винт, стягивают подшипник. Подшипники скольжения выпрессовывают, предварительно отвернув стопорный болт из подшипникового щита, при помощи молотка и деревянной надставки, специального приспособления или прессов.

Разобрав электрическую машину, тщательно осматривают обмотки, в необходимых случаях записывают в дефектационную карту данные, которые могут потребоваться при восстановлении обмоток или других деталей машины.

К таким данным относятся сведения с числе проводов в пазу, схеме обмотки, размерах проводов, схеме соединения обмотки якоря, вылете лобовых частей, размерах пазов и клиньев и т. д. Обязательно проверяют размеры шеек вала и зазора между ротором и статором.

Особенно тщательно записывают все данные, снимают необходимые эскизы и схемы и измеряют размеры и зазоры при ремонте машин устаревших конструкций, так как в типовых альбомах может не оказаться сведений, необходимых для ремонта этих машин.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков