Разборка электрических машин (доступ к обмоткам)

Перед тем как снимать шкив, выбирают слабину стропа, закрепленного на шкиве. После того как шкив сойдет с вала, его опускают на пол талью или тельфером. Съемник может быть установлен на тележке с малогабаритной лебедкой. При применении гидравлического съемника время и затраты труда на распрессовку деталей сокращаются в три раза по сравнению с применением винтового съемника.

Чтобы получить доступ к обмоткам, снимают передний и задний подшипниковые щиты электрической машины, предварительно отвернув болты, крепящие щиты к станине.

При разборке машин мощностью до 25 кет для демонтажа подшипниковых щитов и вывода ротора из статора применяют консольное приспособление, подвешиваемое к крюку передвижного козлового крана. Разборку более мощных машин производят с помощью монорельсового устройства, состоящего из рельса, прикрепляемого к станине, и комплекта роликов.


Приспособление для вывода ротора из статора машины

Приспособление для вывода ротора из статора машины

Приспособление для вывода ротора из статора машины:

1 — лебедка для подъема груза,
2 — штурвал перемещения каретки,
3 — каретка с тросом и крюком,
4 — консоль.


Ротор из статора выводят осторожно, чтобы не повредить лобовые части обмотки статора. При съеме щита с подшипником скольжения предварительно приподнимают смазочное кольцо, чтобы не повредить его. Шариковые и роликовые подшипники стягивают с вала винтовой стяжкой, представляющей собой диск с винтом и скобой.

За подшипником устанавливают диск, затем шпильки и, вращая рукоятку винта, упирают его в торец вала. Продолжая вращать винт, стягивают подшипник. Подшипники скольжения выпрессовывают, предварительно отвернув стопорный болт из подшипникового щита, при помощи молотка и деревянной надставки, специального приспособления или прессов.

Разобрав электрическую машину, тщательно осматривают обмотки, в необходимых случаях записывают в дефектационную карту данные, которые могут потребоваться при восстановлении обмоток или других деталей машины.

К таким данным относятся сведения с числе проводов в пазу, схеме обмотки, размерах проводов, схеме соединения обмотки якоря, вылете лобовых частей, размерах пазов и клиньев и т. д. Обязательно проверяют размеры шеек вала и зазора между ротором и статором.

Особенно тщательно записывают все данные, снимают необходимые эскизы и схемы и измеряют размеры и зазоры при ремонте машин устаревших конструкций, так как в типовых альбомах может не оказаться сведений, необходимых для ремонта этих машин.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (пластины нового коллектора)

Новый коллектор изготовляют, руководствуясь основными размерами старого коллектора и учитывая при этом величину его износа. Перед разборкой дефектного коллектора покрывают его поверхность двумя слоями картона, поверх которых на расстоянии 50 — 60 мм друг от друга накладывают два бандажа из мягкой проволоки, чтобы предохранить пластины от рассыпания. Вывернув крепежные болты, легкими ударами молотка снимают нажимную…

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения электрических машин встроены в подшипниковые щиты или вынесены за их пределы и смонтированы в стойках, устанавливаемых на общем фундаменте со станиной машины. Конструктивно подшипники скольжения выполняют в виде цельной или составной втулки; последняя состоит из двух половинок (вкладышей), разъем — горизонтальный. Внутренняя поверхность втулки покрыта слоем антифрикционного сплава — баббита. В подшипниках скольжения…

Переделка асинхронных двигателей

При переделке асинхронных двигателей на новое число оборотов меняют число пар полюсов в статоре и фазном роторе, изменяя в их обмотках шаг и число катушек в катушечной группе. Число пар полюсов изменяется обратно пропорционально магнитному потоку. Так, при уменьшении вдвое числа пар полюсов магнитный поток увеличивается также вдвое. Магнитный поток изменяется прямо пропорционально числу оборотов….

Ремонт коллекторов (последовательность)

При выполнении основных операций сборки и обработки коллектора соблюдают такую последовательность: запрессовывают в стальное кольцо весь комплект из пластин и изоляции так, чтобы он принял форму правильного цилиндра, и предварительно обрабатывают его на токарном станке; запекают запрессованный комплект в термостате при 130 — 140 °С в течение 3 — 4 ч, после чего перепрессовывают комплект…

Подшипники скольжения (дефекты вкладышей)

Масло, подаваемое вращающимся кольцом, попадает в зазор между шейкой вала и внутренней поверхностью втулки, вследствие чего шейка всплывает и во время всей работы двигателя вращается на масляной пленке. Для предотвращения растекания масла вдоль вала во втулке имеются маслоулавливающие канавки, сообщающиеся с камерой посредством отверстий. Распределительная смазочная канавка 10, как это видно из рисунка, не доходит…