Разборка электрических машин (доступ к обмоткам)

Перед тем как снимать шкив, выбирают слабину стропа, закрепленного на шкиве. После того как шкив сойдет с вала, его опускают на пол талью или тельфером. Съемник может быть установлен на тележке с малогабаритной лебедкой. При применении гидравлического съемника время и затраты труда на распрессовку деталей сокращаются в три раза по сравнению с применением винтового съемника.

Чтобы получить доступ к обмоткам, снимают передний и задний подшипниковые щиты электрической машины, предварительно отвернув болты, крепящие щиты к станине.

При разборке машин мощностью до 25 кет для демонтажа подшипниковых щитов и вывода ротора из статора применяют консольное приспособление, подвешиваемое к крюку передвижного козлового крана. Разборку более мощных машин производят с помощью монорельсового устройства, состоящего из рельса, прикрепляемого к станине, и комплекта роликов.


Приспособление для вывода ротора из статора машины

Приспособление для вывода ротора из статора машины

Приспособление для вывода ротора из статора машины:

1 — лебедка для подъема груза,
2 — штурвал перемещения каретки,
3 — каретка с тросом и крюком,
4 — консоль.


Ротор из статора выводят осторожно, чтобы не повредить лобовые части обмотки статора. При съеме щита с подшипником скольжения предварительно приподнимают смазочное кольцо, чтобы не повредить его. Шариковые и роликовые подшипники стягивают с вала винтовой стяжкой, представляющей собой диск с винтом и скобой.

За подшипником устанавливают диск, затем шпильки и, вращая рукоятку винта, упирают его в торец вала. Продолжая вращать винт, стягивают подшипник. Подшипники скольжения выпрессовывают, предварительно отвернув стопорный болт из подшипникового щита, при помощи молотка и деревянной надставки, специального приспособления или прессов.

Разобрав электрическую машину, тщательно осматривают обмотки, в необходимых случаях записывают в дефектационную карту данные, которые могут потребоваться при восстановлении обмоток или других деталей машины.

К таким данным относятся сведения с числе проводов в пазу, схеме обмотки, размерах проводов, схеме соединения обмотки якоря, вылете лобовых частей, размерах пазов и клиньев и т. д. Обязательно проверяют размеры шеек вала и зазора между ротором и статором.

Особенно тщательно записывают все данные, снимают необходимые эскизы и схемы и измеряют размеры и зазоры при ремонте машин устаревших конструкций, так как в типовых альбомах может не оказаться сведений, необходимых для ремонта этих машин.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (последовательность)

При выполнении основных операций сборки и обработки коллектора соблюдают такую последовательность: запрессовывают в стальное кольцо весь комплект из пластин и изоляции так, чтобы он принял форму правильного цилиндра, и предварительно обрабатывают его на токарном станке; запекают запрессованный комплект в термостате при 130 — 140 °С в течение 3 — 4 ч, после чего перепрессовывают комплект…

Подшипники скольжения (дефекты вкладышей)

Масло, подаваемое вращающимся кольцом, попадает в зазор между шейкой вала и внутренней поверхностью втулки, вследствие чего шейка всплывает и во время всей работы двигателя вращается на масляной пленке. Для предотвращения растекания масла вдоль вала во втулке имеются маслоулавливающие канавки, сообщающиеся с камерой посредством отверстий. Распределительная смазочная канавка 10, как это видно из рисунка, не доходит…

Ремонт взрывозащищенного электрооборудования

Ремонт взрывозащищенных электрических машин и аппаратов по своим задачам и технологии сходен с описанным выше ремонтом соответствующего общепромышленного электрооборудования, но имеет свои особенности, определяемые опасным характером среды, в которой работают эти машины и аппараты. Значительное количество взрывозащищенных аппаратов снабжено электрической блокировкой, не позволяющей снять кожух, когда контакты аппарата находятся под напряжением. При отделении кожуха от…

Ремонт контактных колец

У контактных колец фазных роторов наиболее часто повреждаются рабочая поверхность и изоляция между кольцами или между кольцом и корпусом. Неравномерную выработку контактного кольца устраняют обточкой на токарном станке или при помощи приспособления. При легких повреждениях колец (подгаре, царапинах и др.) их шлифуют стеклянной шкуркой. Нарушенную изоляцию между контактными кольцами восстанавливают, зачищая, промывая бензином и затем…

Подшипники скольжения (процессе подготовки вкладышей к заливке)

В процессе подготовки вкладышей к заливке их очищают от грязи и масла, промывая в 10%ном растворе каустической соды, освобождают от старого баббита, обезжиривают и лудят. Старый баббит выплавляют путем подогрева вкладышей паяльной лампой, нагреванием в специальных электрических печах или погружением в ванну с расплавленным баббитом, нагретым до 380 — 400 °С. В ремонтной практике чаще…