Неисправности и дефектация электрических машин

Электрические машины повреждаются в результате длительной работы без ремонта, неудовлетворительного обслуживания или нарушения установленных режимов работы. Наиболее часто повреждаются обмотки, подшипники и токособирательная система.

Неисправности электрических машин устраняют путем ремонта.
Прежде чем приступить к ремонту, устанавливают характер и причину повреждений, определяют, какие детали машины требуют ремонта или замены. Чтобы правильно и быстро выявить неисправности, электромонтер-ремонтник должен хорошо знать конструкции машин и неисправности, которые могут в них возникнуть.

Нарушение контактов и паек может произойти в результате больших перегрузок машины или механических воздействий, вызванных ее вибрацией.

Повреждение подшипников наиболее часто происходит вследствие загрязнения их твердыми частицами, нарушения режимов смазки и в том случае, когда смазочные масла плохого качества или не соответствуют условиям работы электрической машины.

Неравномерный износ коллекторов и контактных колец происходит при повышенном давлении щеток на коллектор или кольца, плохой пришлифовке щеток к поверхности коллектора или колец, а также при применении щеток, характеристики или конструкции которых не соответствуют машине. Повреждение какой-либо отдельной части машины вызывает ухудшение условий работы, а очень часто и повреждение других ее частей.

Неисправности в электрической машине не всегда удается обнаружить путем внешнего осмотра, так как некоторые из них (витковые замыкания, пробои на корпус, замыкания между пластинами коллектора) носят скрытый характер и могут быть обнаружены только после соответствующих электрических испытаний. В ремонтной практике чаще всего применяют несложные методы испытания с использованием простейших приборов и приспособлений.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт контактных колец

У контактных колец фазных роторов наиболее часто повреждаются рабочая поверхность и изоляция между кольцами или между кольцом и корпусом. Неравномерную выработку контактного кольца устраняют обточкой на токарном станке или при помощи приспособления. При легких повреждениях колец (подгаре, царапинах и др.) их шлифуют стеклянной шкуркой. Нарушенную изоляцию между контактными кольцами восстанавливают, зачищая, промывая бензином и затем…

Подшипники скольжения (процессе подготовки вкладышей к заливке)

В процессе подготовки вкладышей к заливке их очищают от грязи и масла, промывая в 10%ном растворе каустической соды, освобождают от старого баббита, обезжиривают и лудят. Старый баббит выплавляют путем подогрева вкладышей паяльной лампой, нагреванием в специальных электрических печах или погружением в ванну с расплавленным баббитом, нагретым до 380 — 400 °С. В ремонтной практике чаще…

Ремонт взрывозащищенного электрооборудования (исправление поверхности запайкой или металлизацией)

Незначительные по размерам пороки литья, обнаруженные на поверхности фланцев или расточек после окончательной обработки, а также следы механических повреждений (забоины, вмятины) на этих поверхностях устраняют запайкой припоем ПОС-40 для стальных деталей, медью — для чугунных деталей и металлизацией — для деталей из алюминиевых сплавов. Металлизация производится при помощи газовых или электрических металлизаторов. Заливка или забивание…

Ремонт контактных колец (основные операции сборки)

Основные операции сборки и прессовки колец выполняют в такой последовательности: собирают комплект колец, продев контактные шпильки 5 в имеющиеся в кольцах 3 отверстия; вставляют в промежутки между кольцами равномерно по окружности по три стальных дистанционных клина 10, чтобы кольца не смещались при прессовке; устанавливают комплект колец на нижний (подставной) диск 7 и вкладывают в отверстия…

Подшипники скольжения (заливка вкладышей баббитом)

Заливка вкладышей баббитом производится ручным (статическим) или центробежным (динамическим) способами. При ручной заливке устанавливают вкладыши на зажатый в тисках поддон и вставляют в них (строго в центре) стержень из сухого дуба или куска стальной трубы соответствующего диаметра. Диаметр стержня выбирают, учитывая усадку баббита (0,5 — 0,7%) и припуск на механическую обработку (3 — 6 мм)….