Электродвигатели переменного тока

Электродвигатели переменного тока разделяют на: однофазные и трехфазные. На промышленных предприятиях применяют преимущественно трехфазные асинхронные двигатели. Трехфазные асинхронные двигатели выпускают с короткозамкнутыми или с фазными роторами. Способы дефектации и ремонта этих двигателей рассмотрены в настоящей главе.

Статор асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором состоит из чугунной станины 10, в которую впрессован стальной сердечник 12, состоящий из пакета пластин электротехнической стали. Сердечник прикреплен к станине винтами 13. В пластинах сердечника имеются вырезы, которые в собранном пакете образуют пазы для укладки в них катушек 11 статорной обмотки. Пластины пакета сердечника современных двигателей изолированы лаковой пленкой, а двигателей старых конструкций — оклеечной бумагой.

Ротор двигателя состоит из вала 3 и укрепленного на нем сердечника 14 из пластин электротехнической стали с пазами, залитыми алюминием. Сердечник закреплен на валу шпонкой 23. Для предотвращения осевого перемещения сердечника на валу установлены стальные кольца 7, углубленные на половину сечения в имеющиеся на валу специальные кольцевые выточки.

На торцах сердечника ротора расположены замыкающие кольца 15 с крыльями. Между крыльями имеется по два литых стерженька, на которых крепятся балансировочные грузики при статической и динамической балансировке после изготовления или ремонта ротора.


Асинхронные электродвигатели

Асинхронные электродвигатели

Асинхронные электродвигатели мощностью 100 квт:

а — типа АО2-92 с короткозамкнутым ротором, б — типа АК-92 с фазным ротором;

1, 9 и 17 — болты, 2 и 23 — шпонки, 3 — вал ротора, 4 и 21 — роликовый и шариковый подшипники, 5 и 6 — крышки подшипника, 7 — предохранительное кольцо, 8 — подшипниковый щит, 10 — станина, 11 — катушка статорной обмотки, 12 — сердечник статора, 13 — винт, 14 — сердечник ротора, 15 — замыкающее кольцо, 16 и 20 — вентиляторы, 18 — ободок колпака, 19 — колпак, 22 — пружинящее кольцо, 24 — обмоткодержатель, 25 — диск, 26 — профильное кольцо, 27 — контактное кольцо, 28 — вывод фазной обмотки ротора, 29 — крышка коробки выводов статорной обмотки, 30 — выводы статорной обмотки.


Вал ротора покоится в роликовом 4 и шариковом 21 подшипниках, укрепленных в переднем 8 и заднем подшипниковых щитах. Чтобы предотвратить возможность смещения вдоль оси вала подшипника 21, воспринимающего осевые нагрузки, в кольцевой выточке вала ротора установлено пружинящее кольцо 22.

Подшипники закрыты крышками, прикрепленными к щиту болтами. На конец вала ротора насажены вентиляторы 16 и 20. Вентилятор 16 служит для перемещения воздуха внутри станины и отвода таким образом тепла от ее внутренних частей, вентилятор 20 — для забора из окружающей среды охлаждающего воздуха и подачи его к наружным поверхностям двигателя.

Вентилятор 20 закрыт колпаком 19 с отверстиями, через которые охлаждающий воздух засасывается в двигатель. Колпак при помощи приваренного к нему конического ободка 18 прикреплен болтами 17 к подшипниковому щиту. Конический профиль ободка обеспечивает лучшее направление струи воздуха.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (последовательность)

При выполнении основных операций сборки и обработки коллектора соблюдают такую последовательность: запрессовывают в стальное кольцо весь комплект из пластин и изоляции так, чтобы он принял форму правильного цилиндра, и предварительно обрабатывают его на токарном станке; запекают запрессованный комплект в термостате при 130 — 140 °С в течение 3 — 4 ч, после чего перепрессовывают комплект…

Подшипники скольжения (дефекты вкладышей)

Масло, подаваемое вращающимся кольцом, попадает в зазор между шейкой вала и внутренней поверхностью втулки, вследствие чего шейка всплывает и во время всей работы двигателя вращается на масляной пленке. Для предотвращения растекания масла вдоль вала во втулке имеются маслоулавливающие канавки, сообщающиеся с камерой посредством отверстий. Распределительная смазочная канавка 10, как это видно из рисунка, не доходит…

Ремонт взрывозащищенного электрооборудования

Ремонт взрывозащищенных электрических машин и аппаратов по своим задачам и технологии сходен с описанным выше ремонтом соответствующего общепромышленного электрооборудования, но имеет свои особенности, определяемые опасным характером среды, в которой работают эти машины и аппараты. Значительное количество взрывозащищенных аппаратов снабжено электрической блокировкой, не позволяющей снять кожух, когда контакты аппарата находятся под напряжением. При отделении кожуха от…

Ремонт контактных колец

У контактных колец фазных роторов наиболее часто повреждаются рабочая поверхность и изоляция между кольцами или между кольцом и корпусом. Неравномерную выработку контактного кольца устраняют обточкой на токарном станке или при помощи приспособления. При легких повреждениях колец (подгаре, царапинах и др.) их шлифуют стеклянной шкуркой. Нарушенную изоляцию между контактными кольцами восстанавливают, зачищая, промывая бензином и затем…

Подшипники скольжения (процессе подготовки вкладышей к заливке)

В процессе подготовки вкладышей к заливке их очищают от грязи и масла, промывая в 10%ном растворе каустической соды, освобождают от старого баббита, обезжиривают и лудят. Старый баббит выплавляют путем подогрева вкладышей паяльной лампой, нагреванием в специальных электрических печах или погружением в ванну с расплавленным баббитом, нагретым до 380 — 400 °С. В ремонтной практике чаще…