Электродвигатели переменного тока

Электродвигатели переменного тока разделяют на: однофазные и трехфазные. На промышленных предприятиях применяют преимущественно трехфазные асинхронные двигатели. Трехфазные асинхронные двигатели выпускают с короткозамкнутыми или с фазными роторами. Способы дефектации и ремонта этих двигателей рассмотрены в настоящей главе.

Статор асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором состоит из чугунной станины 10, в которую впрессован стальной сердечник 12, состоящий из пакета пластин электротехнической стали. Сердечник прикреплен к станине винтами 13. В пластинах сердечника имеются вырезы, которые в собранном пакете образуют пазы для укладки в них катушек 11 статорной обмотки. Пластины пакета сердечника современных двигателей изолированы лаковой пленкой, а двигателей старых конструкций — оклеечной бумагой.

Ротор двигателя состоит из вала 3 и укрепленного на нем сердечника 14 из пластин электротехнической стали с пазами, залитыми алюминием. Сердечник закреплен на валу шпонкой 23. Для предотвращения осевого перемещения сердечника на валу установлены стальные кольца 7, углубленные на половину сечения в имеющиеся на валу специальные кольцевые выточки.

На торцах сердечника ротора расположены замыкающие кольца 15 с крыльями. Между крыльями имеется по два литых стерженька, на которых крепятся балансировочные грузики при статической и динамической балансировке после изготовления или ремонта ротора.


Асинхронные электродвигатели

Асинхронные электродвигатели

Асинхронные электродвигатели мощностью 100 квт:

а — типа АО2-92 с короткозамкнутым ротором, б — типа АК-92 с фазным ротором;

1, 9 и 17 — болты, 2 и 23 — шпонки, 3 — вал ротора, 4 и 21 — роликовый и шариковый подшипники, 5 и 6 — крышки подшипника, 7 — предохранительное кольцо, 8 — подшипниковый щит, 10 — станина, 11 — катушка статорной обмотки, 12 — сердечник статора, 13 — винт, 14 — сердечник ротора, 15 — замыкающее кольцо, 16 и 20 — вентиляторы, 18 — ободок колпака, 19 — колпак, 22 — пружинящее кольцо, 24 — обмоткодержатель, 25 — диск, 26 — профильное кольцо, 27 — контактное кольцо, 28 — вывод фазной обмотки ротора, 29 — крышка коробки выводов статорной обмотки, 30 — выводы статорной обмотки.


Вал ротора покоится в роликовом 4 и шариковом 21 подшипниках, укрепленных в переднем 8 и заднем подшипниковых щитах. Чтобы предотвратить возможность смещения вдоль оси вала подшипника 21, воспринимающего осевые нагрузки, в кольцевой выточке вала ротора установлено пружинящее кольцо 22.

Подшипники закрыты крышками, прикрепленными к щиту болтами. На конец вала ротора насажены вентиляторы 16 и 20. Вентилятор 16 служит для перемещения воздуха внутри станины и отвода таким образом тепла от ее внутренних частей, вентилятор 20 — для забора из окружающей среды охлаждающего воздуха и подачи его к наружным поверхностям двигателя.

Вентилятор 20 закрыт колпаком 19 с отверстиями, через которые охлаждающий воздух засасывается в двигатель. Колпак при помощи приваренного к нему конического ободка 18 прикреплен болтами 17 к подшипниковому щиту. Конический профиль ободка обеспечивает лучшее направление струи воздуха.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт коллекторов (пластины нового коллектора)

Новый коллектор изготовляют, руководствуясь основными размерами старого коллектора и учитывая при этом величину его износа. Перед разборкой дефектного коллектора покрывают его поверхность двумя слоями картона, поверх которых на расстоянии 50 — 60 мм друг от друга накладывают два бандажа из мягкой проволоки, чтобы предохранить пластины от рассыпания. Вывернув крепежные болты, легкими ударами молотка снимают нажимную…

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения электрических машин встроены в подшипниковые щиты или вынесены за их пределы и смонтированы в стойках, устанавливаемых на общем фундаменте со станиной машины. Конструктивно подшипники скольжения выполняют в виде цельной или составной втулки; последняя состоит из двух половинок (вкладышей), разъем — горизонтальный. Внутренняя поверхность втулки покрыта слоем антифрикционного сплава — баббита. В подшипниках скольжения…

Переделка асинхронных двигателей

При переделке асинхронных двигателей на новое число оборотов меняют число пар полюсов в статоре и фазном роторе, изменяя в их обмотках шаг и число катушек в катушечной группе. Число пар полюсов изменяется обратно пропорционально магнитному потоку. Так, при уменьшении вдвое числа пар полюсов магнитный поток увеличивается также вдвое. Магнитный поток изменяется прямо пропорционально числу оборотов….

Ремонт коллекторов (последовательность)

При выполнении основных операций сборки и обработки коллектора соблюдают такую последовательность: запрессовывают в стальное кольцо весь комплект из пластин и изоляции так, чтобы он принял форму правильного цилиндра, и предварительно обрабатывают его на токарном станке; запекают запрессованный комплект в термостате при 130 — 140 °С в течение 3 — 4 ч, после чего перепрессовывают комплект…

Подшипники скольжения (дефекты вкладышей)

Масло, подаваемое вращающимся кольцом, попадает в зазор между шейкой вала и внутренней поверхностью втулки, вследствие чего шейка всплывает и во время всей работы двигателя вращается на масляной пленке. Для предотвращения растекания масла вдоль вала во втулке имеются маслоулавливающие канавки, сообщающиеся с камерой посредством отверстий. Распределительная смазочная канавка 10, как это видно из рисунка, не доходит…