Контроллеры

Контроллером называют аппарат, при помощи которого осуществляют пуск, регулирование скорости, реверсирование и остановку двигателей постоянного или переменного тока. Контроллер представляет собой многоступенчатое контактное переключающее устройство.

Контроллеры бывают трех типов: барабанные, кулачковые и плоские. Наибольшее применение в промышленности и электротранспорте получили барабанные и кулачковые контроллеры.

Барабанный контроллер применяют для управления электродвигателями мощностью до 60 кет. Основной его частью является маховичный штурвал 1 с валом 13, на котором укреплены сегменты 10 и траверса 5 с контактными пальцами 6. Вся контактная система закрыта металлическим кожухом 8 и управляется с помощью штурвала.

Недостатком барабанного контроллера являются невысокая переключающая способность и быстрый износ трущихся поверхностей контактов.


Барабанный контроллер

Барабанный контроллер

Барабанный контроллер: 1 — маховичный штурвал, 2 — крышка, 3 — стяжная шпилька, 4 — контактная пружина, 5 — траверса, 6 — контактный палец, 7 — медный сухарик, 8 — кожух, 9 — асбоцементная перегородка, 10 — сегменты, 11 — кронштейн, 12 — разъемная муфта, 13 — вал.


Контактные элементы кулачкового контроллера

Контактные элементы кулачкового контроллера

Контактные элементы кулачкового контроллера: а — переменного тока, б — постоянного тока; 1 — токопровод контактного элемента, 2 — гибкая связь, 3 — наконечник, 4 — возвратная пружина, 5 — ролик, 6 и 7 — подвижный и неподвижный контакты, 8 — дугогасительный рог, 9 — дугогасительная катушка, 10 — магнитопровод дугогашения, 11 — дугогасительная камера (поднята).


Кулачковые контроллеры более совершенны. Они отличаются от барабанных большей отключающей способностью благодаря особой конструкции контактов и наличию дугогасительных устройств у каждого коммутационного элемента.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт автоматических воздушных выключателей

Автоматические воздушные выключатели (автоматы) служат для автоматического отключения отдельных участков электрической установки при возникновении перегрузки, короткого замыкания, а также при снижении или полном исчезновении напряжения. Воздушный выключатель может быть использован в качестве отключающего аппарата при нечастых эксплуатационных отключениях тех цепей, в которых он установлен как аппарат защиты. Существует много типов автоматических выключателей, сходных по принципу…

Соединение многопроволочных алюминиевых проводов

Электросваркой соединяют концы одиночных алюминиевых проводов сечением до 10 мм2, для чего вкладывают концы проводов в металлическую обойму 1 и нагревают угольными электродами 2 клещей 4, подключенных к сварочному трансформатору. Соединение алюминиевых проводов Соединение алюминиевых проводов: а — электросваркой, б — термитной сваркой; 1 — обойма, 2 — электрод, 3 — соединяемые провода, 4 —…

Автоматический выключатель А15-Т

Автоматический выключатель А15-Т собран на изоляционной плите 1, на которой установлены неподвижные контакты, механизм свободного расцепления 2, максимальные расцепители 6, коммутатор 15, дополнительные расцепители 10 и клеммник 11, служащий для присоединения дополнительных проводов. Подвижные контакты укреплены на изолированном валу 13 (главный вал выключателя) и приходят в соприкосновение с неподвижными контактами при повороте вала посредством привода….

Пайка оловянисто-свинцовыми припоями

Пайка оловянисто-свинцовыми припоями ПОС является одним из наиболее распространенных, но дорогостоящих способов соединения и ответвления медных проводов. Многопроволочные провода сечением 16 — 240 мм2 соединяют пайкой в тонкостенных медных гильзах методом полива оловянисто-свинцовым припоем. Освобождают от изоляции и тщательно зачищают до блеска стальной щеткой соединяемые концы проводов, нагревают их пламенем паяльной лампы или пропановой горелки,…

Регулирование контактной системы автоматического выключателя А15-Т

При регулировании контактной системы после ремонта добиваются одновременности касания главных, затем предварительных и в последнюю очередь разрывных контактов. Регулирование одновременности касания главных контактов осуществляется соответствующим расположением держателя 20 на главном валу выключателя посредством затяжки одного и ослабления другого винтов, крепящих держатель. Регулирование одновременности касания предварительных контактов осуществляют подгибанием плоской пружины 28, а разрывных контактов —…