Контроллеры

Контроллером называют аппарат, при помощи которого осуществляют пуск, регулирование скорости, реверсирование и остановку двигателей постоянного или переменного тока. Контроллер представляет собой многоступенчатое контактное переключающее устройство.

Контроллеры бывают трех типов: барабанные, кулачковые и плоские. Наибольшее применение в промышленности и электротранспорте получили барабанные и кулачковые контроллеры.

Барабанный контроллер применяют для управления электродвигателями мощностью до 60 кет. Основной его частью является маховичный штурвал 1 с валом 13, на котором укреплены сегменты 10 и траверса 5 с контактными пальцами 6. Вся контактная система закрыта металлическим кожухом 8 и управляется с помощью штурвала.

Недостатком барабанного контроллера являются невысокая переключающая способность и быстрый износ трущихся поверхностей контактов.


Барабанный контроллер

Барабанный контроллер

Барабанный контроллер: 1 — маховичный штурвал, 2 — крышка, 3 — стяжная шпилька, 4 — контактная пружина, 5 — траверса, 6 — контактный палец, 7 — медный сухарик, 8 — кожух, 9 — асбоцементная перегородка, 10 — сегменты, 11 — кронштейн, 12 — разъемная муфта, 13 — вал.


Контактные элементы кулачкового контроллера

Контактные элементы кулачкового контроллера

Контактные элементы кулачкового контроллера: а — переменного тока, б — постоянного тока; 1 — токопровод контактного элемента, 2 — гибкая связь, 3 — наконечник, 4 — возвратная пружина, 5 — ролик, 6 и 7 — подвижный и неподвижный контакты, 8 — дугогасительный рог, 9 — дугогасительная катушка, 10 — магнитопровод дугогашения, 11 — дугогасительная камера (поднята).


Кулачковые контроллеры более совершенны. Они отличаются от барабанных большей отключающей способностью благодаря особой конструкции контактов и наличию дугогасительных устройств у каждого коммутационного элемента.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Ремонт выключателя автоматического выключателя А15-Т

Величины нажатий главных, разрывных и предварительных контактов выключателя не должны отличаться более чем на 10% от соответствующих заводских данных. При ремонте разделителей выключателя проверяют правильность расположения рычагов на отключающем валике и наличие зазора между рычагом валика и бойком расцепителя. Зазор должен быть 2 — 3 мм, в противном случае минимальный или специальный разделитель не отключит…

Контрольные вопросы

При работе на высоте нельзя ронять инструменты, так как можно нанести травму лицам, находящимся внизу в непосредственной близости от места производства ремонтных работ. Заправлять и разжигать паяльные лампы на высоте запрещается. Ремонтные работы на высоте производят в защитных очках. После окончания ремонта убеждаются в том, что все инструменты убраны и временные закоротки сняты. Допуск к…

Реостаты

Реостатом называют аппарат, который состоит из элементов (проволочных, ленточных из нихрома, литых чугунных или жидкостных), обладающих большим омическим сопротивлением, и устройства, позволяющего вводить полностью или частично сопротивление в электрическую цепь, присоединенную к реостату, и выводить из нее. В зависимости от назначения различают реостаты: пусковые (для пуска двигателей постоянного или переменного тока), пускорегулирующие (для пуска и…

Автоматический выключатель ВАБ-2

Автоматический выключатель ВАБ-2 состоит из рамы 1, неподвижного 2 и подвижного 10 контактов, магнитопровода 8, электромагнитного механизма, катушек 6 и 7 и коммутатора 5. Неподвижный контакт представляет собой медную плиту со сменным наконечником 3, подвижный — рычаг из дюралюминия со сменным наконечником из покрытых серебром медных пластин. Коммутатор состоит из набора контактов и служит для…

Ремонт реостата

При ремонте металлического реостата очищают его корпус и крышку от пыли и грязи, а контакты — от окислов. Восстанавливают перегоревшие элементы: чугунные заменяют новыми, а проволочные и ленточные сваривают. Перед сваркой концы элементов отгибают под прямым углом и накладывают на них бандаж из медной проволоки диаметром 0,5 мм на длине 10 — 12 мм, а…