Меры безопасности при ремонте аккумуляторов

Категорически запрещается входить в аккумуляторное помещение с горящей папиросой, курить в нем, пользоваться нагревательными приборами или паяльными лампами.

Если необходимо выполнять работы, связанные с применением паяльных ламп или электродуговых паяльников, например пайку пластин, то такие работы выполняют только по истечении 2 ч после прекращения заряда или подзаряда батареи и тщательной вентиляции помещения. Вентилятор должен работать все время, пока идут работы и ремонтный персонал находится в помещении.

Это требование вызвано тем, что в процессе заряда аккумуляторов происходит разложение электролита (особенно в конце заряда и при неправильном режиме подзаряда), в результате чего выделяющийся из аккумулятора водород образует взрывоопасную смесь, так называемый гремучий газ.

Опасность взрыва гремучего газа настолько велика, что в аккумуляторных помещениях запрещено применять предохранители, люминесцентные лампы, штепсельные розетки с вилками, а также выключатели, искра которых при включении или отключении может вызвать взрыв. Все эти приборы должны находиться вне аккумуляторного помещения.

Переносными лампами пользуются только в том случае, если они оборудованы шланговым проводом и надежно защищены стеклянным колпаком и металлической сеткой.

Аккумуляторы являются источниками электрического тока, поэтому работающие должны соблюдать все меры предосторожности, исключающие возможность поражения током.

При проверке, рихтовке или демонтаже покоробленных пластин возможны травмы рук отломившимися кусочками пластин, поэтому разборку аккумулятора ведут в резиновых перчатках и защитных очках, а детали кислотного аккумулятора до разборки нейтрализуют, промыв 10%-ным раствором соды.

При зачистке ушков пластин или сверлении перемычек на рабочем месте повышается концентрация свинцовой пыли, крайне опасной для здоровья работающих, поэтому пользуются респиратором.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы могут быть стационарными или переносными. Стационарный кислотный аккумулятор состоит из бака 1 и свинцовых пластин 2 и 5. Бак изготовлен из дерева и покрыт внутри листовым свинцом. Большинство баков аккумуляторов, выпускаемых в настоящее время, изготовлены из стекла или пластмассы. Пластина представляет собой литую решетку из сплава свинца с сурьмой, заполненную активной массой, состоящей…

Щелочные аккумуляторы

Щелочной аккумулятор состоит из бака 1, изготовленного из листовой стали толщиной 0,8 — 1 мм, и пластин 2, набранных в виде пакетов из тонких стальных лент, в которые запрессовано активное вещество. В положительных пластинах активным веществом служит гидрат окиси никеля, в который для снижения внутреннего сопротивления аккумулятора добавлено 18 — 20% графита. В отрицательных пластинах…

Неисправности аккумуляторов

Неисправности возникают в аккумуляторах вследствие нарушения режимов работы и зарядки, при несоблюдении правил ухода за ними, а также в результате нарушения сроков ремонта. Неисправности в аккумуляторах приводят чаще всего к падению разрядного напряжения и снижению емкости. Падение напряжения объясняется изменением внутреннего сопротивления аккумулятора. Емкостью аккумулятора называют количество электричества, которое он может отдавать при разряде до…

Неисправности кислотных аккумуляторов (короткие замыкания и разрушение сепараторов)

В кислотных аккумуляторах неисправности проявляются в виде короткого замыкания между пластинами, разрушения сепараторов, сульфатации и разрушения пластин, образования шлама и коррозии решеток. Короткие замыкания между пластинами аккумулятора возникают в результате их коробления и разрушения сепараторов, а также из-за попадания в аккумулятор посторонних токопроводящих предметов и скопления на дне большого количества шлама. Характерными признаками короткого замыкания…

Неисправности кислотных аккумуляторов (разрушение пластин — коррозия решеток)

Разрушение пластин происходит при больших зарядных и разрядных токах и выражается в выпадении из них активной массы, которая оседает на дно бака в виде шлама. Электролит делается мутным и приобретаеткоричневую окраску. Признаками разрушения пластин являются низкая емкость и слишком быстрый разряд аккумулятора. Образование шлама происходит из-за содержания хлора в добавочной воде и сульфатации пластин. Неисправности…