Меры безопасности при ремонте аккумуляторов

Категорически запрещается входить в аккумуляторное помещение с горящей папиросой, курить в нем, пользоваться нагревательными приборами или паяльными лампами.

Если необходимо выполнять работы, связанные с применением паяльных ламп или электродуговых паяльников, например пайку пластин, то такие работы выполняют только по истечении 2 ч после прекращения заряда или подзаряда батареи и тщательной вентиляции помещения. Вентилятор должен работать все время, пока идут работы и ремонтный персонал находится в помещении.

Это требование вызвано тем, что в процессе заряда аккумуляторов происходит разложение электролита (особенно в конце заряда и при неправильном режиме подзаряда), в результате чего выделяющийся из аккумулятора водород образует взрывоопасную смесь, так называемый гремучий газ.

Опасность взрыва гремучего газа настолько велика, что в аккумуляторных помещениях запрещено применять предохранители, люминесцентные лампы, штепсельные розетки с вилками, а также выключатели, искра которых при включении или отключении может вызвать взрыв. Все эти приборы должны находиться вне аккумуляторного помещения.

Переносными лампами пользуются только в том случае, если они оборудованы шланговым проводом и надежно защищены стеклянным колпаком и металлической сеткой.

Аккумуляторы являются источниками электрического тока, поэтому работающие должны соблюдать все меры предосторожности, исключающие возможность поражения током.

При проверке, рихтовке или демонтаже покоробленных пластин возможны травмы рук отломившимися кусочками пластин, поэтому разборку аккумулятора ведут в резиновых перчатках и защитных очках, а детали кислотного аккумулятора до разборки нейтрализуют, промыв 10%-ным раствором соды.

При зачистке ушков пластин или сверлении перемычек на рабочем месте повышается концентрация свинцовой пыли, крайне опасной для здоровья работающих, поэтому пользуются респиратором.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Составление электролита аккумуляторов

Для составления электролита кислотных аккумуляторов применяют аккумуляторную кислоту сорта А и Б, соответствующую ГОСТ 667 — 53, и дистиллированную воду. Использовать для этой цели техническую серную кислоту и водопроводную воду категорически запрещается из-за содержания в них примесей, вредно действующих на пластины и сепараторы аккумулятора. Аккумуляторная кислота поставляется заводом в бутылях, помещенных в корзину. Она имеет…

Заливка кислотных аккумуляторов

Раствор вливают в аккумулятор медленно, доводя его до требуемого уровня. Уровень электролита в аккумуляторе должен быть на 10 — 15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов. Залитые аккумуляторы должны постоять 2 — 4 ч для того, чтобы электролит успел заполнить полностью все поры активной массы пластин и впитаться в деревянные сепараторы. После этого…

Контрольные вопросы

При ремонте аккумуляторов надо остерегаться попадания электролита на кожу и в глаза. Работу с кислотой или щелочью необходимо выполнять в защитных очках, резиновых перчатках, резиновом фартуке и сапогах. Окончив работу, надо принять душ и переодеться. В аккумуляторном помещении и мастерской, где ремонтируют аккумуляторы, нельзя держать пищевые продукты. Кроме того, необходимо строго выполнять местные инструкции, наиболее…

Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы могут быть стационарными или переносными. Стационарный кислотный аккумулятор состоит из бака 1 и свинцовых пластин 2 и 5. Бак изготовлен из дерева и покрыт внутри листовым свинцом. Большинство баков аккумуляторов, выпускаемых в настоящее время, изготовлены из стекла или пластмассы. Пластина представляет собой литую решетку из сплава свинца с сурьмой, заполненную активной массой, состоящей…

Щелочные аккумуляторы

Щелочной аккумулятор состоит из бака 1, изготовленного из листовой стали толщиной 0,8 — 1 мм, и пластин 2, набранных в виде пакетов из тонких стальных лент, в которые запрессовано активное вещество. В положительных пластинах активным веществом служит гидрат окиси никеля, в который для снижения внутреннего сопротивления аккумулятора добавлено 18 — 20% графита. В отрицательных пластинах…