Текущий ремонт аккумуляторов

При текущем осмотре, производимом 1 — 2 раза в месяц, проверяют:

  • целость баков и уровень электролита в них, отсутствие окислов в местах соединения шин с наконечниками;
  • состояние сепараторов, температуру и плотность электролита, напряжение аккумуляторов;
  • состояние пластин (цвет, коробление, нет ли чрезмерного роста положительных пластин, наростов на отрицательных пластинах);
  • уровень и характер шлама, осевшего на дне бака.

При обнаружении пониженного уровня электролита доливают в аккумулятор дистиллированную воду, так как уровень электролита понижается, как правило, вследствие испарения воды.

Если точно известно, что уровень электролита понизился в результате его утечки, в аккумулятор вливают раствор кислоты плотностью, равной плотности электролита.

Плотность электролита проверяют ареометром, а степень заряженности аккумулятора — нагрузочной вилкой или обычным вольтметром постоянного тока; в последнем случае аккумулятор должен обязательно работать с номинальной нагрузкой.

Измерять напряжение аккумулятора нагрузочной вилкой можно не раньше, чем через 2 ч после заряда батареи. При этом, чтобы избежать взрыва газов в аккумуляторе, плотно закрывают его пробки.


Проверка плотности электролита ареометром

Проверка плотности электролита ареометром

Проверка плотности электролита ареометром:

1 — эбонитовый наконечник,
2 — поплавок,
3 — стеклянная трубка,
4 — резиновая груша.


При приготовлении электролита для кислотных аккумуляторов пользуются чистой фарфоровой, стеклянной или винипластовой посудой. Медную или цинковую посуду для этой цели не применяют.

Вначале наливают в сосуд дистиллированную воду, а затем в нее осторожно непрерывной тонкой струйкой льют кислоту. Размешивают раствор чистой стеклянной или эбонитовой палочкой соответствующей длины.

Перед заливкой электролита в аккумулятор его охлаждают до 20 — 25 °С, иначе во время заряда температура настолько повысится, что придется прервать заряд.

Электролит должен полностью покрывать верхние кромки пластин аккумулятора.
Нарушение этого требования приводит к усиленному окислению активной массы отрицательных пластин и их сульфатации, что резко сокращает срок службы аккумулятора. Работы по приготовлению раствора и заливке его в аккумуляторы выполняют в специальной одежде.

Обнаруженные при осмотре мелкие неисправности аккумулятора устраняют на месте. При выявлении в отдельных аккумуляторах серьезных дефектов, препятствующих нормальной работе батареи, эти аккумуляторы отключают и ремонтируют.

Если нет резервной аккумуляторной батареи или невозможно снять нагрузку с действующей батареи, то неисправные аккумуляторы заменяют резервными.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Щелочные аккумуляторы

Щелочной аккумулятор состоит из бака 1, изготовленного из листовой стали толщиной 0,8 — 1 мм, и пластин 2, набранных в виде пакетов из тонких стальных лент, в которые запрессовано активное вещество. В положительных пластинах активным веществом служит гидрат окиси никеля, в который для снижения внутреннего сопротивления аккумулятора добавлено 18 — 20% графита. В отрицательных пластинах…

Неисправности аккумуляторов

Неисправности возникают в аккумуляторах вследствие нарушения режимов работы и зарядки, при несоблюдении правил ухода за ними, а также в результате нарушения сроков ремонта. Неисправности в аккумуляторах приводят чаще всего к падению разрядного напряжения и снижению емкости. Падение напряжения объясняется изменением внутреннего сопротивления аккумулятора. Емкостью аккумулятора называют количество электричества, которое он может отдавать при разряде до…

Неисправности кислотных аккумуляторов (короткие замыкания и разрушение сепараторов)

В кислотных аккумуляторах неисправности проявляются в виде короткого замыкания между пластинами, разрушения сепараторов, сульфатации и разрушения пластин, образования шлама и коррозии решеток. Короткие замыкания между пластинами аккумулятора возникают в результате их коробления и разрушения сепараторов, а также из-за попадания в аккумулятор посторонних токопроводящих предметов и скопления на дне большого количества шлама. Характерными признаками короткого замыкания…

Неисправности кислотных аккумуляторов (разрушение пластин — коррозия решеток)

Разрушение пластин происходит при больших зарядных и разрядных токах и выражается в выпадении из них активной массы, которая оседает на дно бака в виде шлама. Электролит делается мутным и приобретаеткоричневую окраску. Признаками разрушения пластин являются низкая емкость и слишком быстрый разряд аккумулятора. Образование шлама происходит из-за содержания хлора в добавочной воде и сульфатации пластин. Неисправности…

Неисправности щелочныз аккумуляторов

Щелочные аккумуляторы повреждаются реже, чем кислотные. Возникшие в них неисправности зачастую устраняются после их промывки и смены электролита. Наиболее часто встречаются такие неисправности, как потеря емкости, вспучивание бака и чрезмерный нагрев электролита и зажимов, течь электролита. Потеря емкости в аккумуляторе может быть следствием длительной работы на старом электролите или попадания в него вредных примесей. Чтобы…