Текущий ремонт аккумуляторов

При текущем осмотре, производимом 1 — 2 раза в месяц, проверяют:

  • целость баков и уровень электролита в них, отсутствие окислов в местах соединения шин с наконечниками;
  • состояние сепараторов, температуру и плотность электролита, напряжение аккумуляторов;
  • состояние пластин (цвет, коробление, нет ли чрезмерного роста положительных пластин, наростов на отрицательных пластинах);
  • уровень и характер шлама, осевшего на дне бака.

При обнаружении пониженного уровня электролита доливают в аккумулятор дистиллированную воду, так как уровень электролита понижается, как правило, вследствие испарения воды.

Если точно известно, что уровень электролита понизился в результате его утечки, в аккумулятор вливают раствор кислоты плотностью, равной плотности электролита.

Плотность электролита проверяют ареометром, а степень заряженности аккумулятора — нагрузочной вилкой или обычным вольтметром постоянного тока; в последнем случае аккумулятор должен обязательно работать с номинальной нагрузкой.

Измерять напряжение аккумулятора нагрузочной вилкой можно не раньше, чем через 2 ч после заряда батареи. При этом, чтобы избежать взрыва газов в аккумуляторе, плотно закрывают его пробки.


Проверка плотности электролита ареометром

Проверка плотности электролита ареометром

Проверка плотности электролита ареометром:

1 — эбонитовый наконечник,
2 — поплавок,
3 — стеклянная трубка,
4 — резиновая груша.


При приготовлении электролита для кислотных аккумуляторов пользуются чистой фарфоровой, стеклянной или винипластовой посудой. Медную или цинковую посуду для этой цели не применяют.

Вначале наливают в сосуд дистиллированную воду, а затем в нее осторожно непрерывной тонкой струйкой льют кислоту. Размешивают раствор чистой стеклянной или эбонитовой палочкой соответствующей длины.

Перед заливкой электролита в аккумулятор его охлаждают до 20 — 25 °С, иначе во время заряда температура настолько повысится, что придется прервать заряд.

Электролит должен полностью покрывать верхние кромки пластин аккумулятора.
Нарушение этого требования приводит к усиленному окислению активной массы отрицательных пластин и их сульфатации, что резко сокращает срок службы аккумулятора. Работы по приготовлению раствора и заливке его в аккумуляторы выполняют в специальной одежде.

Обнаруженные при осмотре мелкие неисправности аккумулятора устраняют на месте. При выявлении в отдельных аккумуляторах серьезных дефектов, препятствующих нормальной работе батареи, эти аккумуляторы отключают и ремонтируют.

Если нет резервной аккумуляторной батареи или невозможно снять нагрузку с действующей батареи, то неисправные аккумуляторы заменяют резервными.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Меры безопасности при ремонте аккумуляторов

Категорически запрещается входить в аккумуляторное помещение с горящей папиросой, курить в нем, пользоваться нагревательными приборами или паяльными лампами. Если необходимо выполнять работы, связанные с применением паяльных ламп или электродуговых паяльников, например пайку пластин, то такие работы выполняют только по истечении 2 ч после прекращения заряда или подзаряда батареи и тщательной вентиляции помещения. Вентилятор должен работать…

Контрольные вопросы

При ремонте аккумуляторов надо остерегаться попадания электролита на кожу и в глаза. Работу с кислотой или щелочью необходимо выполнять в защитных очках, резиновых перчатках, резиновом фартуке и сапогах. Окончив работу, надо принять душ и переодеться. В аккумуляторном помещении и мастерской, где ремонтируют аккумуляторы, нельзя держать пищевые продукты. Кроме того, необходимо строго выполнять местные инструкции, наиболее…

Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы могут быть стационарными или переносными. Стационарный кислотный аккумулятор состоит из бака 1 и свинцовых пластин 2 и 5. Бак изготовлен из дерева и покрыт внутри листовым свинцом. Большинство баков аккумуляторов, выпускаемых в настоящее время, изготовлены из стекла или пластмассы. Пластина представляет собой литую решетку из сплава свинца с сурьмой, заполненную активной массой, состоящей…

Щелочные аккумуляторы

Щелочной аккумулятор состоит из бака 1, изготовленного из листовой стали толщиной 0,8 — 1 мм, и пластин 2, набранных в виде пакетов из тонких стальных лент, в которые запрессовано активное вещество. В положительных пластинах активным веществом служит гидрат окиси никеля, в который для снижения внутреннего сопротивления аккумулятора добавлено 18 — 20% графита. В отрицательных пластинах…

Неисправности аккумуляторов

Неисправности возникают в аккумуляторах вследствие нарушения режимов работы и зарядки, при несоблюдении правил ухода за ними, а также в результате нарушения сроков ремонта. Неисправности в аккумуляторах приводят чаще всего к падению разрядного напряжения и снижению емкости. Падение напряжения объясняется изменением внутреннего сопротивления аккумулятора. Емкостью аккумулятора называют количество электричества, которое он может отдавать при разряде до…