Неисправности щелочныз аккумуляторов

Щелочные аккумуляторы повреждаются реже, чем кислотные. Возникшие в них неисправности зачастую устраняются после их промывки и смены электролита. Наиболее часто встречаются такие неисправности, как потеря емкости, вспучивание бака и чрезмерный нагрев электролита и зажимов, течь электролита.

Потеря емкости в аккумуляторе может быть следствием длительной работы на старом электролите или попадания в него вредных примесей. Чтобы восстановить емкость аккумулятора, сливают старый электролит, промывают два раза аккумулятор дистиллированной водой и тотчас же заливают его электролитом из раствора едкого натра плотностью 1,17 — 1,18.

После двухчасовой пропитки аккумулятору дают два усиленных заряда с разрядами в течение 8 ч током нормального восьмичасового режима, затем электролит заменяют свежим такого же состава и вновь повторяют указанные циклы.

После этого емкость аккумулятора обычно восстанавливается.
При попадании вредных примесей в электролит неисправность устраняют, промыв аккумулятор и залив его новым электролитом.

Вспучивание бака — явление крайне редкое, но может произойти, если неисправна вентиляционная пробка или аккумулятор преждевременно закрыт после заряда. Баки вспучиваются от скопления газов и настолько увеличиваются в объеме, что могут повредить соседние аккумуляторы.

Чтобы устранить эту неисправность, осторожно отвертывают пробку и выпускают газ из бака, а затем прочищают вентиляционное отверстие в пробке и вновь ввертывают ее в крышку. Стенки бака выправляют при помощи досок и тисков.

Из аккумулятора выливают электролит, а затем, обложив бак с двух сторон досками, вставляют его в тиски и медленно зажимают в них, пока вспучивание не устранится полностью.

Чрезмерные нагревы электролита и зажимов аккумулятора наблюдаются в случае ухудшения вентиляции или снижения уровня электролита. Эту неисправность устраняют, улучшая вентиляцию и доливая или меняя электролит. Повышенный нагрев электролита может являться также средством замыкания пластин, однако подобные случаи крайне редки.

Течь электролита может появиться в процессе работы аккумулятора в результате нарушения целости сварных швов. Такой аккумулятор ремонтируют. Дефект устраняют сваркой автогеном. Паять швом поврежденный участок шва нельзя.

Ремонт щелочных аккумуляторов, требующих вскрытия баков, целесообразно производить в специализированных мастерских.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Разборка стационарного аккумулятора (последовательность)

Чтобы собрать блоки аккумулятора, помещают на края бака деревянные рейки 3 сечением 10 X 35 мм и длиной 2 — 2,5 м. На рейках устанавливают шаблоны соединительную полосу 4 и планки 2. При этом общая высота подмостки (рейки, шаблона, планки) должна быть такой, чтобы верхняя плоскость полосы была ниже конца ушка на 6 — 7…

Составление электролита аккумуляторов

Для составления электролита кислотных аккумуляторов применяют аккумуляторную кислоту сорта А и Б, соответствующую ГОСТ 667 — 53, и дистиллированную воду. Использовать для этой цели техническую серную кислоту и водопроводную воду категорически запрещается из-за содержания в них примесей, вредно действующих на пластины и сепараторы аккумулятора. Аккумуляторная кислота поставляется заводом в бутылях, помещенных в корзину. Она имеет…

Заливка кислотных аккумуляторов

Раствор вливают в аккумулятор медленно, доводя его до требуемого уровня. Уровень электролита в аккумуляторе должен быть на 10 — 15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов. Залитые аккумуляторы должны постоять 2 — 4 ч для того, чтобы электролит успел заполнить полностью все поры активной массы пластин и впитаться в деревянные сепараторы. После этого…

Меры безопасности при ремонте аккумуляторов

Категорически запрещается входить в аккумуляторное помещение с горящей папиросой, курить в нем, пользоваться нагревательными приборами или паяльными лампами. Если необходимо выполнять работы, связанные с применением паяльных ламп или электродуговых паяльников, например пайку пластин, то такие работы выполняют только по истечении 2 ч после прекращения заряда или подзаряда батареи и тщательной вентиляции помещения. Вентилятор должен работать…

Контрольные вопросы

При ремонте аккумуляторов надо остерегаться попадания электролита на кожу и в глаза. Работу с кислотой или щелочью необходимо выполнять в защитных очках, резиновых перчатках, резиновом фартуке и сапогах. Окончив работу, надо принять душ и переодеться. В аккумуляторном помещении и мастерской, где ремонтируют аккумуляторы, нельзя держать пищевые продукты. Кроме того, необходимо строго выполнять местные инструкции, наиболее…