Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы могут быть стационарными или переносными. Стационарный кислотный аккумулятор состоит из бака 1 и свинцовых пластин 2 и 5. Бак изготовлен из дерева и покрыт внутри листовым свинцом.

Большинство баков аккумуляторов, выпускаемых в настоящее время, изготовлены из стекла или пластмассы. Пластина представляет собой литую решетку из сплава свинца с сурьмой, заполненную активной массой, состоящей из свинцовых порошка и глета или смеси свинцового глета с суриком.

Заполненные активной массой решетки подвергают электрохимической обработке, в результате которой на положительной пластине образуется темно-коричневая активная масса двуокиси свинца, а на отрицательной — губчатый металлический свинец серого цвета.

Пластины одной полярности собирают в блоки, соединяя их параллельно соединительным мостом (баретка) со штырем, который называют также полюсным выводом или борном.

Положительные пластины 5 помещают между отрицательными 2 с таким расчетом, чтобы они максимально были приближены друг к другу и в то же время не соприкасались между собой. Это необходимо для уменьшения размеров и внутреннего сопротивления аккумулятора. 

Чтобы активная масса не выпадала из решеток и пластины не замыкались, между ними вставляют сепараторы 4 из дерева (шпона) или микропористого эбонита (мипора).


Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы:

а — стационарный, б — переносный;

1 — бак, 2 и 5 — отрицательная и положительная пластины, 3 — опорное стекло, 4 и 17 — сепараторы, 6 — листовой свинец, 7 — полюсный вывод, 8 — дистанционные деревянные палочки, 9 и 14 — межэлементные соединения, 10 — бак, 11 — блок отрицательных пластин, 12 — вывод блока положительных пластин, 13 — пробка, 15 — вывод блока отрицательных пластин, 16 — крышка, 18 — опорные призмы.


Переносный (стартерный) кислотный аккумулятор показан на рисунке. Комплект пластин аккумуляторов состоит из блока положительных и блока отрицательных пластин, между которыми установлены сепараторы 17. Аккумулятор напряжением 12 в состоит из шести последовательно соединенных блоков, установленных в общем баке.

Положительные пластины имеют приливы, опирающиеся на опорные призмы 18, в то время как отрицательные пластины опираются на изоляционные башмачки. Пластины установлены в пластмассовом баке 10, закрытом крышкой 16 с тремя отверстиями, из которых центральное служит для заливки электролита, а два крайних — для вывода бор нов.

Заливочное отверстие в крышке закрыто пробкой 13, обеспечивающей свободный выход газа из аккумулятора. В аккумуляторе имеются предохранительный и отбойный эбонитовые щитки. Они служат для «успокоения» электролита при сотрясениях, а также для предохранения пластин от попадания на них посторонних предметов, способных замкнуть пластины.

Чтобы электролит не выливался из аккумулятора, крышку уплотняют прокладкой из кислотоупорной резины и заливают укупорочной мастикой. С этой же целью уплотняют все зазоры между борнами и крышкой.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Неисправности кислотных аккумуляторов (разрушение пластин — коррозия решеток)

Разрушение пластин происходит при больших зарядных и разрядных токах и выражается в выпадении из них активной массы, которая оседает на дно бака в виде шлама. Электролит делается мутным и приобретаеткоричневую окраску. Признаками разрушения пластин являются низкая емкость и слишком быстрый разряд аккумулятора. Образование шлама происходит из-за содержания хлора в добавочной воде и сульфатации пластин. Неисправности…

Неисправности щелочныз аккумуляторов

Щелочные аккумуляторы повреждаются реже, чем кислотные. Возникшие в них неисправности зачастую устраняются после их промывки и смены электролита. Наиболее часто встречаются такие неисправности, как потеря емкости, вспучивание бака и чрезмерный нагрев электролита и зажимов, течь электролита. Потеря емкости в аккумуляторе может быть следствием длительной работы на старом электролите или попадания в него вредных примесей. Чтобы…

Текущий ремонт аккумуляторов

При текущем осмотре, производимом 1 — 2 раза в месяц, проверяют: целость баков и уровень электролита в них, отсутствие окислов в местах соединения шин с наконечниками; состояние сепараторов, температуру и плотность электролита, напряжение аккумуляторов; состояние пластин (цвет, коробление, нет ли чрезмерного роста положительных пластин, наростов на отрицательных пластинах); уровень и характер шлама, осевшего на дне…

Капитальный ремонт аккумуляторов

Аккумуляторную батарею выводят в капитальный ремонт при понижении емкости у значительного числа аккумуляторов, повреждении сепараторов у большинства их, росте и короблении пластин более чем у 6 — 8% общего числа аккумуляторов, а также при других повреждениях, препятствующих нормальной эксплуатации батареи, если эти повреждения не могут быть устранены путем текущего ремонта. При капитальном ремонте аккумулятор разбирают,…

Разборка переносного аккумулятора

При разборке переносного аккумулятора прежде всего снимают перемычки, высверливая межэлементные соединения на глубину, превышающую на 1 — 2 мм их толщину. Затем вскрывают аккумулятор, для чего предварительно удаляют мастику между баком и крышкой стальной лопаточкой, подогретой в пламени паяльной лампы, или электроножом конструкции инж. А. Н. Афанасьева, по устройству и способу нагрева напоминающим обычный электропаяльник….