Научно-технический прогресс и перспективы снижения пожаро-опасности строительства

Доля сборного железобетона за последние 15 лет не изменилась и в среднем составляет 50 % общего объема железобетонных конструкций промышленных зданий. Доля типовых конструкций зданий и сооружений в общем объеме примененных в них сборных железобетонных конструкций достигла в последние годы 85 %.

Вместе с тем все более широкое применение находят значительно менее огнестойкие, но гораздо более экономичные легкие металлические конструкции, несущие и ограждающие конструкции из клееной древесины, стеновые и кровельные панели из листового стального профиля, алюминия и асбоцемента в сочетании с эффективными утеплителями (пенопласт, минераловатные плиты).

Намечается значительно расширить производство и применение строительных материалов из полимеров, листовых и плитных материалов на основе древесины, картона и гипсокартона как для отделки интерьеров, так и в конструкциях зданий.

В последние годы проводятся интенсивные исследования по повышению огнестойкости слоистых конструкций с горючим заполнением, снижению горючести полимерных материалов и изделий из древесины, повышению огнестойкости стальных строительных конструкций. Получены ощутимые успехи в снижении пожаро-опасности ряда строительных технологических процессов: устройство гидроизоляции кровли, противокоррозионные работы, сушка зданий и др.

Однако, несмотря на несомненные достижения научно-технического прогресса в строительно-монтажных работах, процесс снижения пожарной опасности целого ряда строительных работ за счет их механизации и замены горючих строительных материалов негорючими и трудно-горючими затягивается.

При производстве ряда строительных процессов все еще медленно разрабатывается прогрессивная пожаро-безопасная технология, медленно совершенствуется организация труда. Это в первую очередь касается наиболее трудоемких работ на завершающей стадии строительства зданий и сооружений (сварочные работы, устройство лесов, облицовка стен, малярные работы, устройство кровли).

«Предупреждение пожаров на новостройках», Э.Д. Роев

Причины пожаров на новостройках

Многолетний опыт строительства объектов промышленного и гражданского назначения, имевшие место пожары на них за последние годы позволили с одной стороны, накопить обширный статический материал, который дает возможность провести его анализ практически по всем важным аспектам — техническим, организационным, экономическим, социальным, проследить тенденции изменения отдельных показателей, наметить перспективы совершенствования пожарной профилактики. С другой стороны, разработанные и…

Большая пожарная нагрузка в помещениях с проемами малой площади

В помещениях с большой пожарной нагрузкой и проемами малой площади из-за нехватки кислорода часть продуктов пиролиза твердых материалов (или паров жидких продуктов) может сгорать за пределами помещения, создавая выброс пламени через проемы. Это способствует распространению огня по конструкциям фасадов зданий или на соседние строения. Условия воздухообмена при пожаре (коэффициент избытка воздуха), температура, коэффициент полноты сгорания,…

Исследования причин катастроф

Исследованиям причин катастроф, аварий, пожаров, производственного травматизма посвящено большое число работ: журнальные публикации, сборники научных трудов, монографии и т. д. При этом многие авторы, классифицируя их причины на технические, организационные и психофизиологические, не сходятся во мнении об удельном весе каждого из них в механизме возникновения пожаров. Ряд авторов, основываясь на своем производственном опыте и личных…

Неравномерное расположение горючей загрузки

При неравномерном расположении горючей загрузки в местах, где она превышает в 1,5 раза среднее значение, удельное ее значение получают делением массы горючего материала на площадь, им занимаемую.В связи с этим по режимам горения помещения зданий в условиях строительства можно условно разделить на 3 группы: закрытые помещения, где горение происходит в условиях нехватки кислорода (характеризуются сильной…

Отказ систем

В технике наиболее полно изучены психологические аспекты деятельности системы «оператор—машина», причины отказов подобных систем, вызванных ошибками человеческой деятельности (неправильное восприятие информации — сенсорная ошибка, неправильное принятие решения — логическая ошибка, неправильная реализация решения —> моторная ошибка). Однако в строительстве мы имеем дело не с однородным контингентом людей, прошедших профотбор и специальное обучение, а с коллективами…