Главная / Отделка комнат при ремонте / Сведения, необходимые при выполнении росписи / Расчерчивание потолков и стен

Расчерчивание потолков и стен

Основанием для нанесения росписи служат полностью законченные окраской поверхности стен, потолков и других конструкций; роспись делается по высококачественным клеевым и масляным окраскам, сделанным под торцовку или флейц.

Приступая к разработке эскиза отделки, мастер должен ясно представить себе всю композицию в бытовой обстановке и отчетливо осознать творческий замысел. Только при соблюдении этого основного условия можно правильно построить общий план композиции орнамента, верно решить колорит (цветовые соотношения), угадать масштабы стены и бордюра, зеркал стены, панно (листы 40 и 41), фризов и гобеленов. Обычно высота бордюра берется от 5 до 20 см, фриза — от 15 до 50 см и гобелена — от 45 до 100 см. При этом важно, чтобы рисунок орнамента не производил впечатления нарочито наложенного на плоскость стены, чтобы фон и узор орнамента образовывали одно целое.

Как уже отмечалось, внутренняя отделка помещений выполняется применительно к определенному стилю, ордеру. Верхняя часть стены при ее отделке расчерчивается в соответствии с членением архитектурной ордерной системы; выделяется фриз, на остальной плоскости наносятся зеркала, выделяются пилястры, после чего приступают к росписи.

Потолки в небольших комнатах не надо перегружать мелкими частями; хорошо ограничиться розеткой и росписью углов, а по периметру провести цветные полосы или филенки.

На потолках крайние филенки целесообразно размечать от верхней линии карниза; таким образом, получается окаймление, соответствующее форме потолка.

Разбивку зеркал на стенах всегда следует размечать параллельно углам комнаты, дверным или оконным откосам и так, чтобы зеркала не разрезались окнами и дверями; целесообразно делать их не на всю стену, а из нескольких рамок.

Орнаменты в прямоугольных рамках часто начинают строить из их углов и рисунок развивают к середине. Это неправильно — лучше развивать рисунок от середины. Чтобы не испортить зеркало при разрисовке рамки, в особенности, в верхней части, рекомендуется делать рамку до разделки стены.

Оформлять рамы зеркал хорошо разделкой под дуб и другие цепные породы дерева или под багет.

На практике надо избегать разрисовки стен узкими и высокими или низкими и широкими зеркалами. Наилучшими размерами для зеркал являются прямоугольники, высота которых относится к основанию, как 5:3.

Разметку стен для нанесения рисунков трафаретов лучше делать деревянной рейкой длиной 2,5 м. Зная высоту панели, наносят этот размер на углах комнаты и лишь потом отбивают шнуром линию. Невысокие панели (до 2 м) можно размечать от пола, пользуясь в обоих случаях отметками по рейке. Надо помнить, что больше всего заметны отклонения от ближайшей линии (в данном случае — от карниза и плинтуса).

Существует много способов разметки поля зеркала при росписи под шелк.

Например, вертикальными полосами — от левой границы рамы и зеркала до правой; наклонными полосами, параллельными одной из диагоналей; веерообразными полосами, сходящимися в центре или у одного из углов у основания рамы; горизонтальными полосами, параллельными карнизу или панели; концентрическими кругами в пределах поля зеркала, ограниченного рамой.

При отделке стен росписью под шелк наибольший эффект дает разделка зеркал в виде концентрических кругов. Для вычерчивания концентрических кругов изготовляют шаблоны из бумаги. Лист бумаги, по форме, и размерам точно соответствующий зеркалу, укладывается на пол, и через его центр проводятся вертикальная и горизонтальная оси.

Каждая половина вертикальной оси делится примерно пополам, и по методу шнура вычерчивается фигура. Вырезав из бумаги полученный шаблон-овал, прикладывают его к зеркалу стены и мелом очерчивают контур концентрического круга. Все внутренние овалы рисуют от руки, придерживаясь этого контура.

Последовательность нанесения красок определяется характером рисунка.

В первую очередь надо рисовать основной узор, занимающий большую часть площади орнамента. Нанесение колера другого тона производится после полного высыхания ранее нанесенного. По заполнении всей площади рисунка преобладающими колерами потом дорисовывают наиболее Сложные участки орнамента и его элементы, выполняемые наиболее яркими тонами.


Роспись кессонов потолка общественного здания

Роспись кессонов потолка общественного здания


Роспись проема ниши

Роспись проема ниши


Роспись общественного здания

Роспись общественного здания


Применение железобетон а в конструкциях зданий значительно изменило приемы орнаментальной росписи отдельных частей зданий. На рисунке сверху показана роспись кессонированного потолка общественного здания, а на рисунках ниже — отделка росписью проемов.

«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов