Архитектурные ордера

Архитектура знает 5 ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский и сложный. Все ордера имеют характерные особенности по построению и месту происхождения. Их подразделение и названия удерживаются до настоящего времени.


Архитектурные ордера

Архитектурные ордера

Архитектурные ордера:

а — тосканский;
б — дорический;
в — ионический;
г — коринфский;
д — сложный ордер.


Тосканский ордер получил свое название от той местности, где он появился и развился (в Италии). Этот ордер отличается простотой построения и неизменностью своих составных частей.

Дорический ордер легко узнается по характерным украшениям, ему только свойственным: фриз его антаблемента украшен триглифами — вертикальными плитами с двумя целыми желобками посредине и двумя полужелобками по краям. Эти плиты представляют собой как бы срезанные концы поперечных балок, желобки же могли служить для стока воды. Под желобками триглифов устроены детали в виде капель стекающей воды. Впрочем, в деталях антаблемента дорического ордера имеется некоторое разнообразие.


Тосканский неполный ордер

Тосканский неполный ордер


Стержень колонн украшается продольными выемками — каннелюрами — числом до двадцати. 

Этот ордер достиг полной законченности в древней Греции.

Ионический ордер развился в Ионических колониях Греции в Малой Азии. Он еще называется средним, потому что составляет как бы переход от дорического к коринфскому. Этот ордер легко узнать по характерным завиткам, украшающим капитель его колонн.

Коринфский ордер редко встречался в Греции самостоятельно, а служил дополнением к дорическому и ионическому ордерам. Своего полного развития достиг в древнем Риме во времена империи.

Служил большей частью для внутренней отделки. Этот ордер преимущественно декоративный. Характер его мягкий и изящный; отдельные части производят впечатление утонченности, роскоши и богатства. Его легко узнать по капители, представляющей подобие круглой корзины, наполненной цветами или, вернее, листьями аканфа в один или несколько рядов, по восьми листов в каждой окружности, расположенных один над другим.


Дорический полный ордер

Дорический полный ордер


При росписи под архитектурные формы надо различать неполный ордер, когда колонны «стоят» на полу, и полный ордер, когда колонны «стоят» на специальном цоколе.

В первом случае плоскость стены по высоте разбита на два деления — антаблемент и колонну, во втором имеется три деления: пьедестал, колонна, антаблемент. В колонне различают базу, цоколь, ствол и капитель. Та часть здания, которая непосредственно ложится на колонну, называется антаблементом; в ней различают архитрав — часть антаблемента, которая непосредственно опирается на колонну, фриз — среднюю часть и, наконец, карниз — верхнюю часть антаблемента.


Схема архитектурного ордера

Схема архитектурного ордера


Размеры всех отдельных составных частей каждого ордера находятся между собой в отношениях, выражаемых целыми небольшими числами, в так называемых кратных отношениях. Другими словами, все эти части соизмеримы между собой, имеют общую меру.

Дли определения пропорций ордеров пользуются данными, выработанными итальянским архитектором Виньолой (XVI в.).

Общую высоту полного ордера делят на 19 равных частей: 12 из них берут для высоты колонны, 4 — для пьедестала и 3 — для антаблемента. Что касается ширины колонны, то в тосканском ордере она составляет 1/7, в дорическом — 1/8, в ионическом — 1/9 и в коринфском и сложном — 1/10 часть высоты.

Эти данные следует знать, так как поверхности помещений часто декорируются под архитектурные формы. Так, например, на высоту фриза приходится 3/19 от высоты стены.

«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов

Геометрические построения

Мы уже говорили, что для исполнения некоторых видов малярных работ необходимо уметь рисовать. А умение рисовать, в свою очередь, предполагает знание правил построения геометрических фигур. Эскизы на бумаге вычерчивают при помощи треугольников, рейсшин, транспортаpa и циркуля, а на плоскости стен и потолков построения выполняются при помощи веска, линейки, деревянного циркуля и шнура. При этом надо…

Прямой угол

Прямой угол, т. е. равный 90°, образуется двумя взаимно перпендикулярными линиями. Перпендикуляр строится следующим образом. Опустить перпендикуляр. Из данной точки С (лежащей вне прямой), как из центра, произвольным радиусом описываем дугу так, чтобы она пересекла данную прямую в двух точках D и Е из этих точек, как из центров, одинаковыми радиусами описываем дуги, чтобы они…

Построение угла, равного данному и параллельные линии

Построение угла, равного данному Угол, равный данному, строится следующим образом. Из вершины А данного угла произвольным радиусом проводим дугу тем же радиусом из точки D на данной прямой описываем дугу EF; величину дуги ВС откладываем по дуге EF до точки F и проводим DE. Угол EDF — искомый. Построение угла, равного данному Параллельные линии Линии,…

Деление прямых линий и углов

Деление прямых линий и углов может быть произведено двояким образом: на глаз и с помощью геометрического построения. При делении прямой на две равные части поступают следующим образом. Половину данной прямой берут циркулем на глаз и откладывают эту половину от обоих концов прямой. Если концы половинок сходятся, то, значит, данная прямая разделена правильно, если нет, то…

Правильные многоугольники

Маляру часто приходится иметь дело с правильными многоугольниками, а также треугольниками и четырехугольниками, т. е. такими фигурами, у которых все стороны и, соответственно, углы равны между собой. Может встретиться необходимость построить правильный многоугольник по данной стороне, или вписать правильный многоугольник в окружность данного радиуса, или описать его вокруг окружности. Первый вопрос сводится к нахождению внутреннего…