Окончательная роспись тонированной лепки заканчивается нанесением второй тени. Колер для этого делается темным. Он составляется из слоновой кости или сажи, разбавленных до нужной густоты белилами или мелом.
Вторая тень, хотя и темная, никогда не делается из одной черной краски. Умелый подбор колеров для всех процессов в соответствии с густотой тонов обеспечивает получение сочных и вместе с тем мягких рисунков.
Ширину полос второй тени делают в соответствии с величиной выступов лепки над основным полем по отметкам точечного трафарета либо на глаз.
Последний способ раскладки теней применяется при рисовании сложных лепных деталей с криволинейными поверхностями, где первая и вторая тени имеют сложные очертания.
После высыхания колера оттеняют выступающие детали так же, как это делается на освещенных выступая; только в этом случае вместо светлого блика выступающие грани по первой тени подчеркиваются колером, который применялся для рисования второй тени.
Таким же способом отмечают наиболее темные места в углубленных деталях, подчеркивая их черным колером в виде отдельных коротких линий или точек. На рисунке показан оттушеванный под лепку сложный карниз.
Оттушевка сложного карниза под лепку
Выполнять эти работы необходимо с учетом архитектурных ордеров и стилей, размеров стен и потолков и соблюдать в рисунках плавные переходы от одного тона к другому.
«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов