Рабочий чертеж скамьи (без деталировки)
Художник ищет форму спинки скамьи. Пробует различные варианты, рисует, стирает, снова рисует. Он сознательно применяет законы композиции и стиля, ищет хорошие пропорции, удобные габариты, думает о прочности и т. д.
Так постепенно рождается форма предмета. Верхняя доска спинки скамьи выпиливается по кривей, сиденье теперь стало наклонное, чтобы удобнее было сидеть, откинувшись назад; найдены некоторые конструктивные решения и т. д. После этого можно приступать к более точному изображению — к рабочему чертежу с уточненными размерами и вычерчиванию шаблонов кривых в натуральную величину.
Но бывает и так, что в процессе выполнения рабочего чертежа изменяются и некоторые формы. Так, например, художник решил у скамьи спинку сделать повыше, длиннее и придать ей несколько иную форму.
Сиденье сделать из четырех досок, а не из трех, как было на профильном изображении в первоначальном эскизе, и т. д. Когда авторы рисовали этот рабочий чертеж скамьи для книги, они не знали точно, насколько будет уменьшен их рисунок. Хорошо, если в два или полтора раза.
А если их рисунок будет уменьшен, например, в 1,74 раза? Как потом можно будет читателю найти размеры, которые на чертеже не проставлены! Для таких целей в чертежах и обмерах, предназначенных к изданию, в книгах и альбомах начерчен линейный масштаб.
Можно отметить любую деталь чертежа циркулем-измерителем и, аккуратно приложив его к линейному масштабу (не прокалывая и не царапая страницы книги), определить искомый размер детали.
Ну, а если в книге или журнале приводится фотография предмета без всяких размеров и без линейного масштаба? Можно ли тогда определить габариты предмета? Можно, и довольно точно. Нужно для этого уметь «читать» иллюстрацию.
«Самоделки», Ю.Волчанецкий, Н.Поливанов