Каждый цвет имеет свой дополнительный; взаимодополнительные цвета, расположенные рядом, усиливают яркость друг друга. Это свойство дополнительных цветов используется для создания ярких плакатов, реклам, яркой раскраски детских игрушек.
Так, оранжевый цвет становится ярче рядом с синим, желтый — рядом с фиолетовым. Расположенные рядом дополнительные цвета становятся более контрастными, то-есть более противоположными, так как «теплые» цвета ощущаются более «теплыми», а «холодные» — более «холодными». Серый цвет приобретает розовый оттенок от соседства с зеленым. Желтый становится оранжевым от соседства с голубым. Желтый цвет кажется желто-зеленым от расположенного рядом с ним оранжевого цвета, в котором, в свою очередь, усиливает красноватость, и. т. д.
Желтые и особенно позолоченные буквы, написанные на белом фоне, кажутся более яркими и заметными, если их обвести или оттенить синим или сине-фиолетовым цветом.
Красивые и контрастные сочетания могут получиться у синего с бронзовым или желтым, черного с золотом, оранжевого с.коричневым, серого с красным, серого с синим, серого с зеленым и т. д.
Наиболее заметным для глаза считается сочетание желтого с черным. Неспроста во многих указателях уличного движения использована именно эта комбинация цветов: черные знаки написаны на желтом фоне. Умение подобрать хорошее сочетание цветов дается большой практикой.
Поэтому, прежде чем окрашивать предмет, испробуйте краски и их сочетания на куске фанеры, бумаги или картона в зависимости от того, какими красками вы предполагаете работать.
Приведем пример: стенгазета оформляется обычно коллективно. Каждый вкладывает в нее свое умение. Один нарисовал хороший заголовок с рисунком, другой хорошо написал текст, третий — рамку. Все в отдельности сделано хорошо и ярко, но в целом газета получилась «бледная».
Оказывается, заголовок с рисунком был сделан акварелью, и рамка из золотого орнамента с синими и красными лентами, как говорят, его «забила». Яркость акварельных красок сразу пропала после того, как был нарисован орнамент. Развивая художественный вкус и самостоятельно находя решение в подборе цветов, следует помнить, что окраска любого предмета должна быть не случайной, а продуманной, соответствовать сущности предмета: его назначению, форме, фактуре материала и окружению, в котором он находится.
«Самоделки», Ю.Волчанецкий, Н.Поливанов