Главная / Некоторые советы / О габаритах, размерах и прочности (Полезно начать с простых вопросов)

О габаритах, размерах и прочности (Полезно начать с простых вопросов)

Полезно начать с простых вопросов: почему, например, диаметр (толщина) ученической ручки равен 8, а не 30 мм?

Удобно и легко ли было бы держать ручку толщиною в 30 мм? Почему спичечная коробка имеет длину 56, а не 100 или 150 мм и почему она не делается в форме куба, а имеет плоскую форму? Удобно ли было бы носить в кармане спичечную коробку в форме куба и со стороной, равной 10 — 15 см?

Рукоятка маховой кисти маляра доходит до 180 — 190 см, средняя длина кисти художника равна 30 — 36 см. А почему длина простого карандаша равна всего 18 см? Только ли в удобстве здесь дело? Понятие о габаритах неразрывно связано с требованиями прочности, знанием свойств материала. Карандаш не должен прогибаться при нажиме на него, так как внутри находится тонкий хрупкий графит.

Если увеличить существующие размеры карандаша в пять раз, то его длина была бы равна 90 см, а диаметр был бы равен 4 — 5 см.

Пожалуй, тоньше его и нельзя было бы сделать, иначе он прогибался бы при нажиме на него, а грифель внутри ломался бы. Как было бы неудобно пользоваться такими карандашами, а вместо перочинного ножа — топориками! Но правильно спроектированный предмет должен быту, не просто прочным, но и обладать запасом прочности.

При проектировании такого сложного сооружения, как мост, инженеры и архитекторы думают не только о его красоте, но и о прочности. Авторы проверяют прочность моста сначала теоретически, с помощью сложных математических расчетов, а потом строят уменьшенную модель будущего моста и проверяют ее прочность.

Прочность самоделок и сооружений, строящихся в школе или пионерском лагере, можно испытывать лишь опытным путем, минуя сложные теоретические расчеты.


«Самоделки», Ю.Волчанецкий, Н.Поливанов