Искусственные заполнители

Искусственные заполнители вырабатываются из промышленных отходов. Наиболее часто в качестве заполнителей используют шлаки и горелые породы.

В зависимости от происхождения различают: шлаки топливные (включая золы) и металлургические.

Топливными шлаками называют остатки, образующиеся после сжигания твердого топлива, главным образом каменного угля. Строение и свойства шлаков зависят от вида и сорта угля, его состава, наличия неорганических примесей, способа сжигания топлива (в кусках или пылевидном состоянии), режима горения.

Шлаки представляют собой пористые куски различной величины, образовавшиеся из неорганических примесей угля.

Строение шлаков зависит от минералогического состава примесей и температуры их образования. Из глинистых примесей, которые расплавляются и спекаются при высокой температуре, образуется шлак в виде обожженного глинистого черепка слоистого строения. Если в примесях имеются окислы железа и другие легкоплавкие окислы (плавни), шлак получается в виде ноздреватых стекловидных кусков разной величины.

Такие куски могут образоваться и в результате вторичного расплавления и спекания золы (вторичные шлаки). Спекшиеся стекловидные шлаки обладают особенно высокими строительными качествами.

К золам принято относить частицы размером менее 0,15 мм.
В шлаковых растворах они нежелательны, так как снижают их прочность и морозостойкость.

Несгоревшие угольные частицы также являются нежелательной примесью, так как, увлажняясь, они увеличиваются в объеме. Особенно опасны в этом отношении несгоревшие частицы бурого угля. Присутствие несгоревших частиц антрацита, более плотных и стойких, незначительно сказывается на прочности и морозостойкости шлаковых растворов.

Необожженные частицы неорганических примесей, среди которых преобладают глинистые, резко снижают качество растворов.

«Материаловедение для штукатуров,
плиточников, мозаичников»,
А.В.Александровский

Мраморная крошка

Мрамор, широко применяемый для мозаик и терразитовых штукатурок, принадлежит к метаморфическим горным породам. Мрамор отличается от известняков кристаллической структурой. Мрамор бывает белого, розового, желтоватого, красного, серого, черного и других цветов. Он отличается высокой прочностью при сжатии (в среднем 1000 — 1500 кг/см2), очень хорошо полируется, особенно при мелкокристаллической структуре. Недостатком мрамора является слабая устойчивость при…

Естественные заполнители

Заполнители естественного происхождения подразделяются на неорганические и органические. К первой группе относятся пористые горные породы: пемза, туфы, асбест, трепел и др., ко второй группе относятся заполнители растительного происхождения, как, например, мох и др. Пемза представляет собой пористое кислое вулканическое стекло. Основным компонентом ее являются окислы кремния (SiO2) (до 75%) и окислы алюминия (Аl2O3). Цвет ее…

Вулканические туфы и асбест

Вулканические туфы — горная порода, образовавшаяся в результате цементации рыхлых продуктов извержения — вулканических пеплов. Плотность и прочность туфов колеблется в широких пределах. Туфы являются хорошим стеновым и облицовочным материалом, а также заполнителем для теплых растворов. К легким заполнителям естественного происхождения следует отнести также асбестовое волокно. АсбестАсбест (иногда называемый горным льном) — это минерал волокнистого…

Древесные опилки

Древесные опилки — отходы деревообрабатывающих предприятий. Используют их как заполнитель для теплоизоляционных штукатурок, эксплуатируемых в сухих условиях. Опилки должны быть сухими и не иметь следов масла. Объемный вес опилок около 300 кг/м3. Опилки также широко применяют для приготовления гипсоопилочных мастик, которыми приклеивают листы сухой штукатурки. Но при этом надо иметь в виду, что опилки, особенно…

Топливные шлаки

В топливных шлаках содержатся вредные примеси в виде легкорастворимых солей, свободных непогасившихся частиц окиси кальция СаО, окиси магния MgO и соединения железа с серой (пирита) FeS2, которые при окислении в воде увеличиваются в объеме. Чтобы уменьшить количество вредных примесей, топливные шлаки выдерживают несколько месяцев в отвалах. Удельный вес топливных шлаков 2,2 — 2,9. Наименьший удельный…