Вопросы экономики строительства
Главная / Справочник строителя / Вопросы экономики строительства

Сущность и принципы экономической реформы в строительстве

Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.

В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.

Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.

Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.


Схема основных положений и элементов новой системы планирования
и экономического стимулирования строительного производства

Сущность и принципы экономической реформы в строительстве  Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.  В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.  Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.  Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.  Схема 8 Схема основных положений и элементов новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства  Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.   К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.  Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.  Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:  оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;  расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;  сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.   Смотрите далее - Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями *СП СССР, 1969, № 15, ст. 82. **Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.«Справочник строителя», М.С.Екельчик


Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.

К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.

Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.

Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:

  • оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;
  • расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;
  • сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.

Смотрите далее — Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями

*СП СССР, 1969, № 15, ст. 82.
**Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.

«Справочник строителя», М.С.Екельчик

План механизации работ (ф. № 3 сф)

Состоит из двух подразделов: плана механизации работ и затрат на эксплуатацию машин и механизмов; плана потребности в строительных машинах. Разработка плана механизации должна быть направлена на оптимальное использование машин, обеспечение в данных конкретных условиях наибольшей производительности труда рабочих. К плану механизации работ прилагаются три вспомогательных расчета: количество материалов и конструкций, подлежащих перемещению в зоне работ;…

План строительного производства для специализированных организаций

Для специализированных организаций, выполняющих отдельные виды работ (без монтажа основного технологического оборудования), устанавливаются задания по вводу в соответствии со сроками завершения ими комплексов монтажных и специальных работ по вводимым в эксплуатацию объектам и мощностям. В план строительного производства включаются объекты и этапы работ, обеспеченные проектной документацией, финансированием, оборудованием, материалами и конструкциями. При составлении плана строительного…

Изменения в годовом плане подрядных работ

В связи с тем, что утвержденные годовые планы подрядных работ по объектам могут изменяться до 15 февраля текущего года, корректировка стройфинплана должна быть закончена организацией не позднее марта того же года. В начале стройфинплана дается сводная таблица технико-экономических показателей, которая составляется путем выборки показателей из соответствующих форм (разделов) стройфинплана и отдельных расчетных аналитических таблиц. В…

Координацию работ по составлению стройфинплана

Координацию всех работ по составлению стройфинплана, методическое руководство, а также увязку всех разделов и объединение в единый плановый документ осуществляет планово-экономический отдел с привлечением экономической лаборатории (смотрите таблицу ниже). Примерная схема распределения обязанностей но составлению стройфинплана Разделы плана Отделы и службы организации ответственные за составление раздела участвующие в составлении раздела Технико-экономические показатели Плановый Экономическая План…

Этапы составления стройфинплана

Вся работа по составлению стройфинплана производится последовательно в два этапа. На первом этапе в соответствии с пятилетним планом разрабатывается проект: годового плана по вводу в действие объектов и мощностей; годового плана строительно-монтажных работ по объектам и этапам, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчикам; расчетного общего годового плана строительно-монтажных работ, в том числе объем,…

Стройфинплан в новых условиях хозяйствования

Годовой производственно-экономический план (стройфинплан) является основным направляющим и организующим документом в деятельности строительной организации по выполнению государственного плана. Стройфинплан разрабатывается строительно-монтажными организациями, в том числе и трестами, на которые распространяется действие «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии». В связи с переходом на новую систему хозяйствования значение стройфинплана значительно возросло. Резко сокращено число плановых показателей, утверждаемых…

Повышенные по сравнению с ранее утвержденными плановые задания

Строительно-монтажные организации обычно принимают повышенные по сравнению с ранее утвержденными плановые задания в целях увеличения прибыли в размерах, необходимых для образования фондов экономического стимулирования. Дополнительные обязательства по увеличению прибыли (как правило не более 2—2,5% объема работ) предусматриваются за счет использования внутренних резервов — сокращения сроков строительства, снижения себестоимости строительно-монтажных работ, роста производительности труда и других…

Примерный расчет распределения общего фонда материального поощрения но подразделениям треста

№ п. п. Подразделения Фонды заработной платы всех работников по годовому плану, тыс. руб. Текущее премирование Вознаграждение по итогам года, тыс. руб. Материальная помощь, тыс. руб. Покрытие увеличения отпускных из фонда материального поощрения, тыс. руб. Резервный фонд треста, тыс. руб. Итого в пределах базовых сумм, тыс. руб. дополнительные суммы поверх базовых общая сумма, тыс. руб….

Регулирование жизненного уровня и улучшение жилищно-бытовых условий работающих

Достигнутый уровень благосостояния трудящихся строительства определяется путем анализа заработной платы, обеспечения работающих жильем, возможностей посещения культурно-бытовых учреждений, приобретения путевок в дома отдыха, санатории и др. В этот раздел рекомендуется включить следующие подразделы: Повышение жизненного уровня и дифференциация заработной платы различных категорий работающих. Основными источниками для анализа и выработки рекомендаций по этому подразделу плана служат годовые…

Состав статистической отчетности по капитальному строительству, представляемой подрядными государственными и межколхозными строительными организациями

№ форм Наименование форм Периодичность Кто представляет Сроки представления 1-кс (срочная) Срочный отчет о выполнении плана ввода в действие мощностей и плана подрядных работ Месячная Подрядные организации Не позднее 3-го числа после отчетного периода 1-кс (срочная—спец.) То же Месячная Подрядные организации Минтрансстроя Не позднее 3-го числа после отчетного периода 1-кс (по заказчикам) Отчет о выполнении…

Совершенствование ценообразования и системы расчетов

Необходимым условием правильной оценки деятельности организации является правильное определение сметной стоимости и размера компенсаций. Неправильное определение сметной стоимости ведет к ошибкам в планировании объемов работ и определении потребности в ресурсах. Следует организовать систематическую работу опытных специалистов по проверке смет до их утверждения. Большое значение для повышения эффективности строительного производства имеет порядок расчетов за выполненные работы…

Расчет балансовой прибыли

Прибыль от сдачи строительно- монтажных работ: по незавершенному производству на начало планируемого года 300* 10,1/100=30,3 тыс. руб.; по объему работ, подлежащих выполнению собственными силами в планируемом году, 6248,0* 10,6/100= 662,3 тыс. руб.; по незавершенному производству на конец планируемого года (прибыль, подлежащая исключению) 200* 10,6 /100= 21,2 тыс руб.; итого прибыль от сдачи работ 30,3 +…