Вопросы экономики строительства
Главная / Справочник строителя / Вопросы экономики строительства

Сущность и принципы экономической реформы в строительстве

Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.

В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.

Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.

Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.


Схема основных положений и элементов новой системы планирования
и экономического стимулирования строительного производства

Сущность и принципы экономической реформы в строительстве  Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.  В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.  Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.  Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.  Схема 8 Схема основных положений и элементов новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства  Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.   К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.  Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.  Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:  оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;  расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;  сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.   Смотрите далее - Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями *СП СССР, 1969, № 15, ст. 82. **Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.«Справочник строителя», М.С.Екельчик


Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.

К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.

Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.

Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:

  • оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;
  • расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;
  • сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.

Смотрите далее — Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями

*СП СССР, 1969, № 15, ст. 82.
**Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.

«Справочник строителя», М.С.Екельчик

План механизации работ (ф. № 3 сф)

Состоит из двух подразделов: плана механизации работ и затрат на эксплуатацию машин и механизмов; плана потребности в строительных машинах. Разработка плана механизации должна быть направлена на оптимальное использование машин, обеспечение в данных конкретных условиях наибольшей производительности труда рабочих. К плану механизации работ прилагаются три вспомогательных расчета: количество материалов и конструкций, подлежащих перемещению в зоне работ;…

План строительного производства для специализированных организаций

Для специализированных организаций, выполняющих отдельные виды работ (без монтажа основного технологического оборудования), устанавливаются задания по вводу в соответствии со сроками завершения ими комплексов монтажных и специальных работ по вводимым в эксплуатацию объектам и мощностям. В план строительного производства включаются объекты и этапы работ, обеспеченные проектной документацией, финансированием, оборудованием, материалами и конструкциями. При составлении плана строительного…

Изменения в годовом плане подрядных работ

В связи с тем, что утвержденные годовые планы подрядных работ по объектам могут изменяться до 15 февраля текущего года, корректировка стройфинплана должна быть закончена организацией не позднее марта того же года. В начале стройфинплана дается сводная таблица технико-экономических показателей, которая составляется путем выборки показателей из соответствующих форм (разделов) стройфинплана и отдельных расчетных аналитических таблиц. В…

Координацию работ по составлению стройфинплана

Координацию всех работ по составлению стройфинплана, методическое руководство, а также увязку всех разделов и объединение в единый плановый документ осуществляет планово-экономический отдел с привлечением экономической лаборатории (смотрите таблицу ниже). Примерная схема распределения обязанностей но составлению стройфинплана Разделы плана Отделы и службы организации ответственные за составление раздела участвующие в составлении раздела Технико-экономические показатели Плановый Экономическая План…

Этапы составления стройфинплана

Вся работа по составлению стройфинплана производится последовательно в два этапа. На первом этапе в соответствии с пятилетним планом разрабатывается проект: годового плана по вводу в действие объектов и мощностей; годового плана строительно-монтажных работ по объектам и этапам, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчикам; расчетного общего годового плана строительно-монтажных работ, в том числе объем,…

Стройфинплан в новых условиях хозяйствования

Годовой производственно-экономический план (стройфинплан) является основным направляющим и организующим документом в деятельности строительной организации по выполнению государственного плана. Стройфинплан разрабатывается строительно-монтажными организациями, в том числе и трестами, на которые распространяется действие «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии». В связи с переходом на новую систему хозяйствования значение стройфинплана значительно возросло. Резко сокращено число плановых показателей, утверждаемых…

Фонды экономического стимулирования

Основным источником образования трех фондов экономического стимулирования является прибыль. Фонды экономического стимулирования образуются путем прямого отчисления средств по установленным нормативам (в проц.) от массы расчетной прибыли, за исключением первого года перехода на новую систему хозяйствования (смотрите схему ниже). Образование и использование фондов экономического стимулирования При этом темпы роста фондов экономического стимулирования, образуемых за счет отчислений…

Изменения структур производственных основных фондов

Структура производственных основных фондов подрядных строительно-монтажных организаций постоянно претерпевает изменения. Наибольший удельный вес в составе производственных основных фондов строительных организаций составляют строительные машины и механизмы. Это их наиболее активная часть, которая определяет производственные мощности строительных организаций. Износ и амортизация основных средств В процессе эксплуатации или бездействия основные фонды подвергаются физическому и моральному износу. Для возмещения…

Численность и заработная плата административно-хозяйственного персонала

Численность и заработная плата административно-хозяйственного персонала участка определяется в соответствии со штатным расписанием, а численность рабочих прочих производств и хозяйств — по специальным расчетам. В отдельном разделе определяется общий объем работ по генеральному подряду с учетом привлекаемых субподрядчиков по исполнителям. Объемы работ Объемы работ должны быть предварительно согласованы с каждым субподрядчиком по объектам. При этом…

Глубокий анализ всех сторон деятельности строительства

Глубокий анализ всех сторон деятельности можно обеспечить только при условии привлечения к нему всех отделов и служб, т. е. специалистов, каждый из которых имеет достаточный опыт и знания в соответствующей области. Такой комплексный анализ способствует не только глубокому изучению состояния деятельности организации, но и правильной оценке состояния работы отделов и служб. Ведущая роль в организации…

Литература

Сборник официальных материалов по хозяйственной реформе в строительстве. М., Стройиздат, 1973. Методические указания по составлению производственно-экономического плана (стройфинплана) строительно-монтажных организаций, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования. НИИЭС Госстроя СССР, М,, 1972. Инструкция о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству. М., «Статистика», 1972. Положение о внутреннем хозяйственном расчете. НИИСП Госстроя УССР, К., 1971….

Предварительное определение необходимых размеров фондов экономического стимулирования

Предварительное определение необходимых размеров фондов экономического стимулирования производится по исходным нормам образования фондов, установленным Межведомственной комиссией при Госплане СССР: по фонду материального поощрения — 5,5% общего фонда заработной платы; по фонду социально-культурных мероприятий и жилищного строительства до 4% общего фонда заработной платы. По фонду развития производства исходной нормы нет. Во «Временных методических указаниях» предусмотрено направление…