Сущность и принципы экономической реформы в строительстве
Экономическая реформа — это комплекс экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности строительного производства и устранение имеющихся недостатков в строительстве.
В развитие решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС 28 мая 1969 года Центральный Комитет коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»*. В Директивах XXIV съезда КПСС предусмотрено к концу девятой пятилетки осуществить перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования.
Определены задачи, сущность и принципы экономической реформы. Содержание реформы в строительстве отражает ленинские принципы научного управления народным хозяйством в условиях научно-технического прогресса и интенсивности развития строительного производства.
Основные положения и элементы новой системы планирования и экономического стимулирования строительного производства приведены на схеме ниже.
Схема основных положений и элементов новой системы планирования
и экономического стимулирования строительного производства
Порядок и условия перевода на новую систему хозяйствования приведены во «Временных методических указаниях по переводу строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства», одобренных Межведомственной комиссией при Госплане СССР 30 октября 1969 г **.
К началу 1973 г. в новых условиях работали 564 организации, а в 1974 г. их насчитывается более 1500, что составляет примерно 50% общего числа подрядных организаций.
Результаты работы строительно-монтажных организаций в новых условиях за 1970—1974 гг. свидетельствуют, что экономическая реформа является важным фактором повышения эффективности строительного производства, выполнения и перевыполнения плановых заданий по основным технико-экономическим показателям.
Основные черты новой системы хозяйствования в строительстве:
- оценка деятельности строительно-монтажных организаций определяется по результатам выполнения плана-ввода в эксплуатацию мощностей и объектов строительства и сдачи заказчику объемов строительно-монтажных работ по объектам и этапам работ, заканчиваемых в отчетном периоде, а также выполнения плана по прибыли;
- расширение хозяйственной самостоятельности и прав подрядных организаций в отношении планирования, применения систем оплаты труда и премирования, установление прямых связей и укрепление договорных отношений с другими предприятиями;
- сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями, с доведением их до девяти.
Смотрите далее — Сокращение числа плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями
*СП СССР, 1969, № 15, ст. 82.
**Опубликованы в «Экономической газете», 1969, ноябрь, № 46.
«Справочник строителя», М.С.Екельчик
Состоит из двух подразделов: плана механизации работ и затрат на эксплуатацию машин и механизмов; плана потребности в строительных машинах. Разработка плана механизации должна быть направлена на оптимальное использование машин, обеспечение…
Для специализированных организаций, выполняющих отдельные виды работ (без монтажа основного технологического оборудования), устанавливаются задания по вводу в соответствии со сроками завершения ими комплексов монтажных и специальных работ по вводимым в…
В связи с тем, что утвержденные годовые планы подрядных работ по объектам могут изменяться до 15 февраля текущего года, корректировка стройфинплана должна быть закончена организацией не позднее марта того же…
Координацию всех работ по составлению стройфинплана, методическое руководство, а также увязку всех разделов и объединение в единый плановый документ осуществляет планово-экономический отдел с привлечением экономической лаборатории (смотрите таблицу ниже). Примерная…
Вся работа по составлению стройфинплана производится последовательно в два этапа. На первом этапе в соответствии с пятилетним планом разрабатывается проект: годового плана по вводу в действие объектов и мощностей; годового…
Годовой производственно-экономический план (стройфинплан) является основным направляющим и организующим документом в деятельности строительной организации по выполнению государственного плана. Стройфинплан разрабатывается строительно-монтажными организациями, в том числе и трестами, на которые распространяется…
Строительно-монтажные организации обычно принимают повышенные по сравнению с ранее утвержденными плановые задания в целях увеличения прибыли в размерах, необходимых для образования фондов экономического стимулирования. Дополнительные обязательства по увеличению прибыли (как…
№ п. п. Подразделения Фонды заработной платы всех работников по годовому плану, тыс. руб. Текущее премирование Вознаграждение по итогам года, тыс. руб. Материальная помощь, тыс. руб. Покрытие увеличения отпускных из…
Достигнутый уровень благосостояния трудящихся строительства определяется путем анализа заработной платы, обеспечения работающих жильем, возможностей посещения культурно-бытовых учреждений, приобретения путевок в дома отдыха, санатории и др. В этот раздел рекомендуется включить…
№ форм Наименование форм Периодичность Кто представляет Сроки представления 1-кс (срочная) Срочный отчет о выполнении плана ввода в действие мощностей и плана подрядных работ Месячная Подрядные организации Не позднее 3-го…
Необходимым условием правильной оценки деятельности организации является правильное определение сметной стоимости и размера компенсаций. Неправильное определение сметной стоимости ведет к ошибкам в планировании объемов работ и определении потребности в ресурсах….
Прибыль от сдачи строительно- монтажных работ: по незавершенному производству на начало планируемого года 300* 10,1/100=30,3 тыс. руб.; по объему работ, подлежащих выполнению собственными силами в планируемом году, 6248,0* 10,6/100= 662,3…