В таблице нижеприведены основные виды травмирующего фактора, которые определены в результате анализа, проведенного в крупнейших строительных организациях ряда областей республики.
Наиболее характерными причинами травматизма по всей группе приведенных производственных факторов являются (в процентах):
- Нарушения технологических процессов строительства, установленных проектной документацией или строительными нормами 41,0.
- Отсутствие или недостаточность обучения и инструктажа рабочих по технике безопасности, использование рабочих не по специальности 16,4.
- Техническая неисправность строительных машин, механизмов, оборудования, монтажных приспособлений и инструмента 10,5.
- Отсутствие или несовершенство средств индивидуальной защиты 7,5.
- Конструктивные недостатки строительных машин, механизмов, оборудования, монтажных приспособлений и инструментов 10,0.
- Нарушение трудовой и производственной дисциплины и другие причины 14,6.
№ п.п | Вид травмирующего фактора |
Количество несчастных случаев, в проц., по основным факторам |
|
в общем количестве несчастных случаев | среди смертельных несчастных случаев | ||
1 | Монтажные приспособления и оснастка, строительные машины и механизмы (за исключением подъемных и транспортных), ручной инструмент | 23,2 | 11,1 |
2 | Транспортные средства и подъемное оборудование | 18,5 | 23,7 |
3 | Обрушения и падения складируемых и монтируемых конструкций, обвалы грунта и сыпучих материалов | 19,8 | 21,3 |
4 | Падения работающих с высоты | 18,2 | 23,7 |
5 | Горючие и легковоспламеняющиеся вещества, пожары и взрывы, другие термические факторы | 4,6 | 5,9 |
6 | Вещества и материалы, вызывающие химические отравления и ожоги | 1,5 | 1,0 |
7 | Воздействие электрического тока | 2,5 | 6,9 |
8 | Прочие факторы | 11,7 | 7,4 |
Знание непосредственных причин травматизма дает возможность устранить существующие на строительной площадке опасности и предупредить несчастные случаи.
Наибольшее количество несчастных случаев при обслуживании строительных машин и механизмов происходит вследствие нарушения правил безопасной эксплуатации механизмов и их технической неисправности (свыше 60%), а также неправильной строповки конструкций и грузов (около 12%). Организационными причинами производственного травматизма на этих видах работ являются допуск к обслуживанию машин и механизмов обслуживающего персонала низкой квалификации (свыше 35%), а также отсутствие со стороны ИТР должного технического надзора за безопасной эксплуатацией механизмов.
«Профилактика травматизма в строительстве»,
Г.В.Лесенко, Ю.В.Борисполец, А.Д.Гапоненко