Передвижные электростанции обычно используются в начальный период строительства до того, когда будет обеспечено электроснабжение от основного источника (ЛЭП, энергосистемы или собственной электростанции), а также при электроснабжении кратковременных работ, не требующих больших мощностей.
В годы первых пятилеток и при ведении строительных работ после Великой Отечественной войны применялись локомобильные и паротурбинные электростанции (энергопоезда с мощностью 1000—5000 кВт); в настоящее время преимущественное распространение имеют электростанции с двигателями внутреннего сгорания.
В таблице ниже даны наиболее распространенные типы передвижных электростанций с синхронными генераторами. На небольших строительствах нашли применение передвижные электростанции мощностью 30—200 кВт при напряжении на шинах генератора 400 В (в отдельных случаях 6,3 кВ).
Передвижные электростанции строительного типа
Тип |
Мощность кВт |
Напряжение, в |
Род двигателя или станция |
Масса, т |
АД-10 | 10 | 230 или 400 | Дизель на раме | 1,32 |
ПЭС-12 м | 10,5 | 230 | Бензиновый в кузове | 0,7 |
ПЭС-15 л | 12 | 230 | Бензиновый в кузове | 0,7 |
ДПЭС-20 | 12 | 230 или 400 | Дизель на раме | 0,89 |
ДЭС-30 | 24, | 400 | Дизель на раме | 2,15 |
ДЭС-40 | 30 | 400 | Дизель на раме | 3,61 |
АД-30 | 30 | 230 или 400 | Дизель на раме | 1,17 |
ЖЭС-60 | 44 | 400 | Дизель на раме | 3,9 |
ДЭС-50м | 50 | 400 | Дизель на раме | 3,26 |
АД-50 | 50 | 230 или 400 | Дизель на раме | 3,6 |
АД-75 | 75 | 230 или 400 | Дизель на раме | 4 |
ЭЛ-100 | 100 | 230 или 400 | Дизель на раме | 4,6 |
ЭЛ-100-В | 100 | 230 или 400 | Дизель на раме | 4,6 |
ПЭС-100 | 100 | 400 | Дизель на прицепе | 7 |
ВЭС-3 | 200 | 400 | В ж. д. вагоне | 22,75 |
Агрегат «Нева» | 500 | 400 | Дизель на раме | 7 |
ЗЭП | 60,0 | 400 | Дизель на раме | 80 |
ПЭ-1 | 1050 | 6300 | Дизель на раме | 104,6 |
П АЭС -125,0 -Т/6,37 | 1250 | 6300 | Газотурбинная в фургоне | 26 |
ПАЭС-1600-1/6,31 | 1600 | 6300i | То же | 28 |
Достоинствами передвижных электростанций с двигателями внутреннего сгорания следует считать: мобильность, быстрый пуск, высокий КПД, простоту технологического цикла и отсутствие громоздких вспомогательных служб, а следовательно, небольшой штат обслуживающего персонала.
Основными недостатками передвижных электростанций являются невозможность электроснабжения строительных механизмов с мощными электродвигателями, имеющими большие пусковые токи, а также сварочного электрооборудования, так как это приводит к несимметричной загрузке генератора. Необходимость частых ремонтов и, следовательно, ненадежность электроснабжения, высокая стоимость электроэнергии как следствие работы на дорогом привозном топливе.
«Электроснабжение строительно-монтажных работ», Г.Н. Глушков