It seems we can’t find what you’re looking for. Perhaps searching can help.
Все эти функции может взять на себя обыкновенная осиновая дощечка, украшенная ногтевидной резьбой.
Желающим заняться резьбой по дереву предлагаем упрощенный вариант скобчатой (ногтевидной) резьбы.
Для работы вам понадобятся: полукруглая стамеска, осиновая (липовая) дощечка размером приблизительно 200X100X15 мм. Дощечку необходимо гладко обстрогать рубанком (не шкурить) и аккуратно нанести поперек волокон тонкие параллельные линии через каждые 6 мм.
Для изготовления стамески приобретите в магазине канцелярских товаров деревянную ученическую ручку и перо № 11 (со «звездочкой»). Ручку обрежьте, сделав ее длину, равной ширине вашей ладони. Вставьте перо в ручку наоборот, пишущей частью в державку. Державку можно укрепить, обмотав тонкой проволокой или изоляционной лентой.
Полукруглая часть пера должна выступать из державки на 8 — 10 мм. Заточите перо на тонкой шкурке, получив фаску шириной 1,5 — 2 мм. Заусенец внутри желобка снимите той же шкуркой, намотанной на тонкую палочку. После заточки стамеску отполируйте пастой ГОИ. Хорошо заточенная стамеска режет легко и дает блестящий срез.
Прежде чем приступить к работе по предложенным рисункам, познакомьтесь с техникой резьбы. Вам надо освоить два приема, два движения — накол и подрезку. Возьмите стамеску в кулак правой руки (большой палец сверху) желобком к себе и поставьте кончик пера на дощечку, точно на верхнюю линию разметки.
Рукоятку стамески отклоните от себя под углом 100 — 110°. Сделайте накол так, чтобы лезвие вошло в древесину на 1,5 — 2 мм. (Левая рука при этом помогает правой направлять резец и поддерживает дощечку.) Вы получили скобку.
Второй этап — подрезка. При подрезке необходимо, чтобы дощечка имела упор. Это может быть планка, прибитая к верстаку, или ваша левая рука (в этом случае необходимо следить за тем, чтобы пальцы не попали под резец). Стамеску возьмите правой рукой, как при письме, и, поставив лезвие под острым углом к доске на нижнюю линию разметки, осторожно сделайте подрезку в сторону скобки. Если глубина накола совпала с глубиной подрезки, то от доски отделится кусочек дерева, напоминающий ноготок или семечку.
Линия подрезки должна точно прийтись под «скобку-шапочку», иначе «шапочка» получится «сидящей набок». Чтобы исправить этот дефект, повторите подрезку. Поупражняйтесь до тех пор, пока у вас не получится ровная строчка из одинаковых «ноготков-семечек», расстояние между которыми должно быть 0,5 — 1 мм. Вы познакомились с одним из элементов рисунка.
Другой элемент — «чечевичка» — выполняется двумя наколами. Первый накол стамеской сделайте на 1 — 1,5 мм выше линии разметки. Затем дощечку переверните на 180°, сделайте второй накол, точно напротив первого. При этом от доски отделится кусочек, похожий на зернышко чечевицы.
Когда вы освоитесь с приемами скобчатой резьбы, попробуйте вырезать рисунки по образцам.
Контур рисунков — последовательно нарезанные «чечевички», внутренняя часть — «семечки».
Образцы рисунков для резьбы по дереву
Образцы рисунков для резьбы по дереву: а — рыбка; б — птица.
Увеличьте образец рисунка до нужных вам размеров и переведите его на доску таким образом, чтобы ноготки расположились вдоль волокон древесины. После резьбы изделие можно оставить светлым, покрыв его лишь тонким слоем лака. В этом случае своеобразие работы будет выявляться в игре светотени.
Можно в начале работы покрыть доску морилкой, тогда на темном фоне особенно контрастно будут выделяться светлые «семечки». Можно морить изделие после резьбы и потом пройтись вдоль волокон тонкой шкуркой. В этом случае резьба напомнит графику.
Комбинируя расположение «семечек», можно получать разнообразные узоры: змейки, цветочки, звездочки. Если же вы освоите работу ножом-косяком, то декоративные возможности скобчатой резьбы значительно расширятся.
Резные дощечки как декоративное панно украсят стену кухни, если же их перевернуть резьбой вниз и положить на стол, то будут служить подставкой под горячее. Ну, а если снизу к такой дощечке приделать крючки, получится симпатичная вешалка.
«Домашняя мастерская»,
зав. ред. А.Д.Сизова