Главная / Слесарное дело / Комплексные работы / Слесарно-сборочные работы / Разборка и сборка узлов, промывка и очистка деталей

Разборка и сборка узлов, промывка и очистка деталей

Разбирают узлы машин, механизмов, приспособлений на детали при ремонте.

Так, если нужно устранить неисправность маточной гайки параллельных слесарных тисков, разбирают их в такой последовательности:

  1. Снимают прижимную скобу (отвертывают 2 винта) при помощи отвертки.
  2. Вывертывают натяжной винт с рукояткой.
  3. Вынимают подвижную губку тисков.
  4. Снимают неисправную маточную гайку.
  5. Очищают все разобранные детали от грязи (металлической пыли и масла) металлической щеткой. Очищенные исправные детали промывают или протирают керосином, смазывают маслом. Неисправные детали заменяют новыми или отремонтированными.

Затем собирают детали тисков в таком порядке:

  1. Очищенную и смазанную маточную гайку вставьте в гнездо корпуса неподвижной губки, затем вставьте подвижную губку тисков в корпус так, чтобы винт с рукояткой можно было бы ввернуть в гайку.
  2. Вверните натяжной винт до конца нарезной части его стержня.
  3. Приверните прижимную скобу двумя винтами.

Закончив сборку, нужно проверить работу тисков.

При разборке и сборке узлов можно пользоваться разными слесарными инструментами: молотком, зубилом, отвертками, ключами и другими.

Вопросы

  1. Что такое разборка узла, приспособления, машины?
  2. Для чего разбирают узлы и приспособления?
  3. Что такое сборка узлов, машин?
  4. Какой инструмент применяют при разборке и сборке?
  5. Что нужно сделать с деталями перед их сборкой?

Упражнения

  1. Составьте план разборки и сборки слесарных тисков.
  2. Разберите слесарные тиски, очистите и смажьте маслом все детали.
  3. Соберите тиски и проверьте их работу.

Приспособлении, используемые при сборке и разборке

В производственных цехах, где большой объем работ занимает снятие и установка шариковых и роликовых подшипников, применяют ручные или механические прессы, оправки, упорные кольца и другие. Наиболее совершенна установка подшипников качения при помощи пресса, так как в этом случае обеспечивается плавное, безударное нажатие устанавливаемого (монтируемого) подшипника и нет опасности повреждения соединяемых с ним деталей.

При небольших размерах вала монтируют подшипники на прессе так: устанавливают неподвижно вал и на него напрессовывают подшипник либо неподвижно устанавливают подшипник и в него запрессовывают вал.


Напрессование подшипника на шейку вала

Напрессование подшипника на шейку вала


При запрессовании вала внутреннее кольцо подшипника следует упереть в подкладное кольцо с отверстием, несколько большим, чем отверстие подшипника.

Особое внимание при этом надо уделять обеспечению вертикального расположения подшипника и вала. Перекосы внутреннего кольца относительно вала затрудняют посадку и приводят к образованию задиров и к искажению формы посадочной шейки вала, а иногда и к разрыву внутреннего кольца подшипника. Силу напрессования следует прикладывать только к кольцу подшипника, монтируемому с натягом, не допуская при этом передачи силы через шарики или ролики.

Если отсутствует пресс, можно устанавливать подшипники, используя специальную монтажную трубу с заглушкой и молоток.


Напрессование подшипника при помощи монтажной: трубы

Напрессование подшипника при помощи монтажной: трубы


Сферическая заглушка обеспечивает более правильное распределение силы напрессования на торцовой поверхности кольца.

Внутренний диаметр монтажной трубы должен быть немного больше диаметра посадочной шейки вала, а торец трубы ровно подрезан.

Защитное кольцо, приваренное к монтажной трубе, исключает засорение подшипника частицами металла и грязью, которые при ударах могут попадать на него со стенок трубы и заглушки. Для обеспечения соединения подшипника с валом желательно нагревать их в минеральном масле, имеющем температуру не выше 100° С.

Выпрессовывать подшипники, посаженные на вал с натягом, следует при помощи пресса и винтовых или гидравлических съемников.

Форма съемников зависит от места расположения и удобства захвата подшипника. Лапы съемника упираются во втулку, установленную на заплечике вала.

Съемник Съемник

Для облегчения выпрессования подшипников, смонтированных на валах и исключения повреждений посадочных мест, подшипники перед выпрессованием подогревают в минеральном масле до температуры 90 — 100° С.

Следят, чтобы большая часть горячего масла попадала на внутреннее кольцо подшипника, а не на вал. Поливать горячим маслом удобно из сосуда с лейкой, а места вала, на которые может попасть горячее масло, следует закрывать асбестом. Это позволит уменьшить нагревание вала и создаст большую разность температур между подшипником и валом.

Запрессовать и выпрессовать втулки, шестерни, звездочки и другие похожие детали можно при помощи:

  1. ручных гидравлических и пневматических прессов;
  2. оправок, стаканов и винтовых приспособлений;
  3. нагрева детали (втулки), напрессовываемой на вал. Применение каждого из этих способов зависит от условий  объема производства.

Вопросы

  1. Назовите приспособления, используемые при напрессовании подшипников.
  2. Почему при напрессовании подшипников нужно вертикально устанавливать вал и подшипник?
  3. Какие приспособления применяют для выпрессования подшипников?
  4. Назовите способы запрессования и выпрессования втулок, шестерен и звездочек.

«Слесарное дело», И.Г.Спиридонов,
Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич