Разбирают узлы машин, механизмов, приспособлений на детали при ремонте.
Так, если нужно устранить неисправность маточной гайки параллельных слесарных тисков, разбирают их в такой последовательности:
- Снимают прижимную скобу (отвертывают 2 винта) при помощи отвертки.
- Вывертывают натяжной винт с рукояткой.
- Вынимают подвижную губку тисков.
- Снимают неисправную маточную гайку.
- Очищают все разобранные детали от грязи (металлической пыли и масла) металлической щеткой. Очищенные исправные детали промывают или протирают керосином, смазывают маслом. Неисправные детали заменяют новыми или отремонтированными.
Затем собирают детали тисков в таком порядке:
- Очищенную и смазанную маточную гайку вставьте в гнездо корпуса неподвижной губки, затем вставьте подвижную губку тисков в корпус так, чтобы винт с рукояткой можно было бы ввернуть в гайку.
- Вверните натяжной винт до конца нарезной части его стержня.
- Приверните прижимную скобу двумя винтами.
Закончив сборку, нужно проверить работу тисков.
При разборке и сборке узлов можно пользоваться разными слесарными инструментами: молотком, зубилом, отвертками, ключами и другими.
Вопросы
- Что такое разборка узла, приспособления, машины?
- Для чего разбирают узлы и приспособления?
- Что такое сборка узлов, машин?
- Какой инструмент применяют при разборке и сборке?
- Что нужно сделать с деталями перед их сборкой?
Упражнения
- Составьте план разборки и сборки слесарных тисков.
- Разберите слесарные тиски, очистите и смажьте маслом все детали.
- Соберите тиски и проверьте их работу.
Приспособлении, используемые при сборке и разборке
В производственных цехах, где большой объем работ занимает снятие и установка шариковых и роликовых подшипников, применяют ручные или механические прессы, оправки, упорные кольца и другие. Наиболее совершенна установка подшипников качения при помощи пресса, так как в этом случае обеспечивается плавное, безударное нажатие устанавливаемого (монтируемого) подшипника и нет опасности повреждения соединяемых с ним деталей.
При небольших размерах вала монтируют подшипники на прессе так: устанавливают неподвижно вал и на него напрессовывают подшипник либо неподвижно устанавливают подшипник и в него запрессовывают вал.
Напрессование подшипника на шейку вала
При запрессовании вала внутреннее кольцо подшипника следует упереть в подкладное кольцо с отверстием, несколько большим, чем отверстие подшипника.
Особое внимание при этом надо уделять обеспечению вертикального расположения подшипника и вала. Перекосы внутреннего кольца относительно вала затрудняют посадку и приводят к образованию задиров и к искажению формы посадочной шейки вала, а иногда и к разрыву внутреннего кольца подшипника. Силу напрессования следует прикладывать только к кольцу подшипника, монтируемому с натягом, не допуская при этом передачи силы через шарики или ролики.
Если отсутствует пресс, можно устанавливать подшипники, используя специальную монтажную трубу с заглушкой и молоток.
Напрессование подшипника при помощи монтажной: трубы
Сферическая заглушка обеспечивает более правильное распределение силы напрессования на торцовой поверхности кольца.
Внутренний диаметр монтажной трубы должен быть немного больше диаметра посадочной шейки вала, а торец трубы ровно подрезан.
Защитное кольцо, приваренное к монтажной трубе, исключает засорение подшипника частицами металла и грязью, которые при ударах могут попадать на него со стенок трубы и заглушки. Для обеспечения соединения подшипника с валом желательно нагревать их в минеральном масле, имеющем температуру не выше 100° С.
Выпрессовывать подшипники, посаженные на вал с натягом, следует при помощи пресса и винтовых или гидравлических съемников.
Форма съемников зависит от места расположения и удобства захвата подшипника. Лапы съемника упираются во втулку, установленную на заплечике вала.
Съемник |
Для облегчения выпрессования подшипников, смонтированных на валах и исключения повреждений посадочных мест, подшипники перед выпрессованием подогревают в минеральном масле до температуры 90 — 100° С.
Следят, чтобы большая часть горячего масла попадала на внутреннее кольцо подшипника, а не на вал. Поливать горячим маслом удобно из сосуда с лейкой, а места вала, на которые может попасть горячее масло, следует закрывать асбестом. Это позволит уменьшить нагревание вала и создаст большую разность температур между подшипником и валом.
Запрессовать и выпрессовать втулки, шестерни, звездочки и другие похожие детали можно при помощи:
- ручных гидравлических и пневматических прессов;
- оправок, стаканов и винтовых приспособлений;
- нагрева детали (втулки), напрессовываемой на вал. Применение каждого из этих способов зависит от условий объема производства.
Вопросы
- Назовите приспособления, используемые при напрессовании подшипников.
- Почему при напрессовании подшипников нужно вертикально устанавливать вал и подшипник?
- Какие приспособления применяют для выпрессования подшипников?
- Назовите способы запрессования и выпрессования втулок, шестерен и звездочек.
«Слесарное дело», И.Г.Спиридонов,
Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич