Главная / Слесарное дело / Комплексные работы / Слесарно-сборочные работы / Крепежные детали

Крепежные детали

Крепежными деталями болтового соединения являются болт и гайка. В зависимости от количества болтов, соединяющих детали, различают одноболтовые и многоболтовые соединения.

К крепежным деталям болтового соединения относятся также шайбы, шпильки и винты. Шайбы — металлические кольца, подкладываемые под гайки. Наружный диаметр шайбы составляет 2 — 3 диаметра болта. Диаметр отверстия шайбы на 1 — 2 мм больше диаметра болта. Шайбы бывают черные без фасок, штампованные из листового металла и чистые с фаской, точенные на станке.

Шпилька — стальной стержень с резьбой на обоих концах.

Винты — установочные и крепежные, имеют прорезь на головке под лезвие отверток.

Гайки навинчивают на резьбу стержня болта, они служат для закрепления одной или нескольких деталей. Гайки являются одним из важнейших элементов резьбового соединения. Форма гайки должна быть удобной для завинчивания ее ключом.

По форме гайки бывают шестигранные, квадратные, круглые и барашковые. Различают черные и чистые гайки.

Вопросы

  1. Назовите крепежные детали, используемые в болтовом соединении.
  2. Какие вы знаете шайбы?
  3. Какие вы знаете винты?
  4. Как различают гайки по форме?

Типовые детали машин

При выполнении слесарно-сборочных работ вы должны знать типовые детали машин. Разберем и назовем их на примере токарного станка.

К типовым деталям машин относят валы, муфты, оси, шкивы, зубчатые колеса, подшипники.

Валы бывают полые (пустотелые) и сплошные, составные и цельные. Валы передают вращательное движение.

Валы  Валы

В токарном станке сплошным является ходовой вал, валы коробки скоростей, на которых насажены зубчатые колеса. Полым валом будет шпиндель. Через этот вал пропускают длинные заготовки, обрабатываемые на станке.

Муфты — применяют для неподвижного или подвижного соединения двух разных механизмов. Кроме того, муфтами соединяют валы с сидящими на них зубчатыми колесами, шкивами. По конструкции различают муфты глухие, сцепные и предохранительные.

Глухими (неразъемными) муфтами соединяют валы напостоянно.


Глухая муфта

Глухая муфта


Сцепные муфты могут находиться в постоянном сцеплении, а при необходимости их можно разъединять или соединять во время работы, не останавливая машину.


Сцепная муфта

Сцепная муфта


Предохранительные муфты допускают передачу определенной нагрузки валу.

В токарном станке сцепной будет фрикционная муфта, при помощи которой вал коробки скоростей сцепляют со шпинделем.

Оси только поддерживают вращающиеся детали.

Шкивы применяют в ременной передаче, когда необходимо передать вращение одного вала к другому ремнем путем трения. У токарного станка, например, движение от электродвигателя к коробке скоростей передается при помощи ременной передачи.

Шкивы бывают разъемные и цельные. По виду используемых ремней различают плоские и клиновидные ременные передачи. 


Ременные передачи

Ременные передачи

а — плоским ремнем; б — клиновидным ремнем.


Зубчатые колеса (шестерни) передают вращательное движение от одного вала к другому путем зацепления. В токарном станке зубчатые колеса используют в коробках скоростей и подач.

Зубчатые колеса бывают цилиндрические и конические. Конические зубчатые колеса применяют, когда нужно передать вращательное движение под углом 90°. 


Зубчатые колеса

Зубчатые колеса

а — цилиндрические; б — конические.


Подшипники предназначены для опоры шеек валов. Различают подшипники скольжения и качения.

Подшипники скольжения бывают глухие и разъемные. Глухие подшипники встречаются нерегулируемые и регулируемые. К первым относят обычно втулки, вставленные в посадочные места под шейки валов. В них нельзя регулировать зазор между шейкой вала и поверхностью втулки, на которую шейки опираются. В регулируемых подшипниках зазор можно поддерживать постоянным при помощи вкладышей.


Подшипники скольжения

Подшипники скольжения

а — глухой; б — разъемный.


Разъемные подшипники обычно состоят из двух половин. Эти подшипники допускают регулирование зазора между сопряженными рабочими поверхностями по мере их изнашивания.

Подшипники качения бывают шариковые и роликовые. В этих подшипниках шейка вращающегося вала опирается на внутреннее кольцо и вращается вместе с ним относительно наружного кольца.


Подшипники качения

Подшипники качения

а — шариковый; б — роликовый.


Подшипники качения износоустойчивее подшипников скольжения только при сравнительно небольших числах оборотов установленного в подшипниках вала. При больших числах оборотов подшипники качения выходят из строя гораздо раньше подшипников скольжения.

Вопросы

  1. Назовите типовые детали машин.
  2. Для чего служат валы?
  3. Какие конструкции валов вы знаете?
  4. Для чего предназначены муфты?
  5. Какие вы знаете муфты?
  6. Для чего используют зубчатые колеса?
  7. Какие вы знаете подшипники?

Упражнения

  1. Осмотрите дрель, наметьте порядок разборки и инструмент для работы.
  2. Разберите дрель: отверните болты или винты, снимите крышки, выньте шпонки и снимите зубчатые колеса.
  3. Проверьте детали передач и устраните неисправности (зазоры, вмятины).
  4. Перечислите и назовите зубчатые колеса (цилиндрические, конические), составьте перечень дефектов и опишите устраненные неисправности.
  5. Соберите дрель и проверьте ее работу.


«Слесарное дело», И.Г.Спиридонов,
Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич