Горизонтальные тормозные балки

Тормозные балки большей частью выполняются из рифленой стали толщиной 6 — 10 мм, с одним поясом, выполненным из швеллера или уголка.

Вторым поясом является верхний пояс подкрановой балки. При пролете балки 12 м и более наружный пояс тормозной балки обычно подвешивают к вышележащим конструкциям; не рекомендуется в этом случае поддерживать его подкосом, присоединенным к нижнему поясу балки, так как при наличии подкоса подкрановая балка при движении крана начинает колебаться в горизонтальной плоскости.


Тормозные балки

Тормозные балки


Возможно также прикрепление пояса тормозной балки в пролете между колоннами к стойке стенового каркаса при помощи листового шарнира толщиной 4 — 6 мм. Наконец, можно поставить легкую вертикальную ферму в плоскости пояса тормозной балки с устройством связей и по нижнему поясу подкрановой балки.

Такая конструкция особенно рациональна в открытых эстакадах, где она значительно повышает боковую жесткость балки, образуя пространственный брус. Для удобства прохода ширина тормозной балки должна составлять не менее 750 мм. При двух подкрановых балках тормозной лист соединяет верхние пояса обеих балок.

В случае, если расстояние между балками превышает примерно 1,2 м, рационально устраивать тормозную ферму, заменяя лист решеткой из уголков с уложенным на них деревянным настилом. Такая конструкция не допускается в горячих цехах, где проход устраивают по рифленому уложенному сверху настилу шириной не менее 600 мм.


Тормозная ферма

Тормозная ферма


Конструкция прикрепления тормозной балки показана на фигуре а. В случае, если лист тормозной балки имеет отношение h0/δ > 100, на нем снизу ставят поперечные ребра из уголка 75 X 6 или полосы 100 X 8 через 2h. Соединение листа тормозной балки с верхним поясом подкрановой балки осуществляется на монтаже при помощи сварки сплошным швом на всю толщину листа с обязательным применением качественных электродов типа Э42А.

Это необходимо потому, что шов, участвуя в работе на изгиб всей балки, работает также и на распор листа. В клепаных конструкциях указанное крепление осуществляется на заклепках, располагаемых с максимальным шагом.


Прикрепление подкрановых балок к колоннам

Прикрепление подкрановых балок к колоннам


В местах примыкания тормозных балок к колоннам не следует заводить листы внутрь колонны вследствие возможных затруднений на монтаже. Вместе с тем эти листы должны быть надежно приварены или приклепаны к ребрам колонны с тем, чтобы передать усилие от торможения на стенку колонны. В цехах с тяжелым режимом работы это прикрепление рассчитывается на реакцию горизонтальных сил, умноженных на коэффициент α, значения которого принимаются по таблице Значение коэффициентов а для определения боковых сил от крановых мостов.

На рисунке показана конструкция примыкания к колонне тормозной фермы.

Опирание подкрановых балок на колонны

Опирание подкрановых балок на колонны большей частью осуществляется сверху по одному из двух вариантов:

  1. опирание по оси колонны фрезерованными кромками торцовых опорных планок смежных балок, стянутых болтами;
  2. опирание на подкрановую двутавровую ветвь колонны с опорными ребрами жесткости балок, расположенными против полок ветви колонны или несколько смещенными внутрь к оси колонны.

Опирание на колонны подкрановых балок одинаковой высоты

Опирание на колонны подкрановых балок одинаковой высоты


Опирание подкрановых балок разной высоты осуществляется по схемам, показанным на фигуре, а и б; при этом в уменьшенном сечении балки необходимо проверять стенку на касательные напряжения от опорной реакции.

Длина горизонтального опорного листа определяется из условия прикрепления на полную сдвигающую силу, действующую на длине выреза стенки.


Опирание на колонны подкрановых балок разной высоты

Опирание на колонны подкрановых балок разной высоты


Крепление подкрановых балок к стальным колоннам обычно осуществляется по типу, показанному на фигуре. Для балок высотой более 1,2 м рекомендуется, а в цехах с тяжелым режимом работы обязательно ставить опорные диафрагмы. Прикрепление этих диафрагм в зданиях с тяжелых режимом работы осуществляется заклепками и рассчитывается на усилие, определяемое по формуле

Формула (78.VI)

где Qт — реакция тормозной балки, умноженная на коэффициент а по табл. 27;

h — высота балки;

а — расстояние от головки рельса до центра заклепочного соединения.

Для регулирования высоты головки рельса желательно предусматривать у балок опорные плиты, привариваемые после монтажа. Вертикальные болты, прикрепляющие подкрановые балки к колоннам, проверяются на срез от усилия продольного торможения кранов, определяемого по формуле

Формула (79.VI)

где ∑Р — сумма давлений всех тормозных колес кранов на балку (число тормозных колес обычно равно половине всего числа колес кранов).


Крепление стальных подкрановых балок к железобетонным колоннам

Крепление стальных подкрановых балок к железобетонным колоннам


Диаметр отверстий для болтов в опорной плите делают на 3 — 5 мм больше диаметра болтов, а шайбу плотно надевают на болты и приваривают на монтаже. Крепление стальных подкрановых балок к железобетонным колоннам или кирпичным пилястрам осуществляется по типу, показанному на фигуре.

«Проектирование стальных конструкций»,
К.К.Муханов

Типы крепления крановых рельсов

В качестве крановых рельсов применяются: обыкновенные железнодорожные рельсы, прямоугольные бруски или рельсы специального профиля КР (крановый рельс) по ГОСТ 4121-48. Выбор типа рельса и его крепления зависит от грузоподъемности, режима работы и от типа ходовых колес крана (цилиндрические или конические). Конические ходовые колеса, которые могут применяться для кранов грузоподъемностью до 50 т, требуют рельсов с…

Решетчатые подкрановые балки

При пролетах 18 м и более и при грузопоъемности кранов Q ≤ 10/20 т рациональны решетчатые подкрановые балки. Верхний пояс таких ферм принимается из жесткого профиля (двутавра), работающего не только на сжатие в составе фермы, но также и на местный изгиб от давления колеса крана Р. Местный изгиб может определяться по формуле где d —…

Проверка местной устойчивости стенки

Проверку местной устойчивости стенки подкрановых балок необходимо производить так же, как и для обычных балок (Пример 9) в том случае, если гибкость стенки балки, выполненной из стали Ст. 3, h0/δ > 80 (для стали НЛ2 больше 65). Для обеспечения устойчивости стенки в первую очередь устанавливаются основные поперечные ребра жесткости, расстояние между которыми не должно превышать…

Сплошные подкрановые балки

Типы сечений Подкрановые балки пролетом до 6 м при небольшой грузоподъемности кранов (до 3 — 5 т) включительно проектируются обычно из прокатного двутавра, усиленного листом или уголками. Балки пролетом 6 м, при кранах легкого и среднего режима, грузоподъемностью от 5 до 30 г, как правило, делают составными, сплошного несимметричного сечения с развитым верхним поясом для…

Особенности расчета сплошных подкрановых балок

Определение расчетных усилий. Расчет сплошных подкрановых балок производится в основном так же, как и сплошных балок, несущих статическую нагрузку, но с учетом ряда особенностей. Определение расчетных моментов и поперечных сил от крановой нагрузки может производиться либо по линиям влияния от установки двух спаренных кранов (за исключением кранов легкого режима, когда в расчет может вводиться один…