Основным назначением всякого стального сооружения является восприятие различных действующих на него эксплуатационных (полезных) нагрузок.

Такими нагрузками являются: для промышленных зданий — мостовые краны, подвесной транспорт, технологическое оборудование и т. п.; для гражданских зданий — толпа людей, вес книг (для книгохранилищ) и др., для специальных сооружений, например мостов, — подвижной состав (поезда, автомобили и т. п.); для гидротехнических сооружений — вода; для бункеров — сыпучие материалы и т. д.

Помимо эксплуатационных, на сооружение действуют атмосферные нагрузки (снег, ветер, температурные воздействия), а также собственный вес конструкций.

По продолжительности воздействия нагрузки разделяются на:

  • постоянные, например, собственный вес конструкций, вес перекрытий, кровли, стен и др.,
  • временные, например, снег, ветер, мостовые краны, подвижной состав и т. д.

Как правило, на сооружение действует не одна какая-нибудь нагрузка, а различные сочетания их. Однако вероятность одновременного совпадения максимальных воздействий всех возможных нагрузок на сооружение очень мала, и если бы мы запроектировали сооружение на такую комбинацию нагрузок, то очевидно, оно имело бы излишний запас прочности.

Значения наиболее часто встречающихся нагрузок (нормативных) и их сочетания, которые должны приниматься при расчете конструкций, устанавливаются нормами и государственными стандартами (ГОСТ).

«Строительными нормами и правилами» (СНиП) предусмотрены) три категории сочетаний нагрузок:

  1. основные сочетания нагрузок, состоящие из собственного веса конструкций, полезных нагрузок, снеговых нагрузок, нагрузок от рабочих кранов;
  2. дополнительные сочетания нагрузок, состоящие из нагрузок, входящих в основные сочетания, с добавлением нагрузок от ветра, монтажных кранов или воздействия температуры;
  3. особые сочетания нагрузок, состоящие из особого воздействия (например, сейсмическая нагрузка), собственного веса конструкций, полезных нагрузок и ветра.

При определении расчетных нагрузок для дополнительных сочетаний коэффициенты перегрузки для всех нагрузок, кроме постоянно действующих (например, собственного веса), умножают на коэффициент сочетания с = 0,9, а для особых сочетаний на с = 0,8.

Для специальных сооружений (мостов, гидротехнических сооружений, специальных кранов и т. д.) нагрузки и их сочетания устанавливаются специальными техническими условиями или соответствующими ГОСТ.

Собственный вес стальных конструкций обычно составляет лишь небольшую часть полной нагрузки и может быть предварительно задан на основе приближенного расчета или по аналогии с существующими конструкциями (смотрите например, таблицу Ориентировочные веса элементов стального каркаса промышленных зданий в кг на 1 м2 здания).

Нормативные временные нагрузки принимаются:

  • от снега и от ветра — по СНиП (смотрите Требования, предъявляемые к стальным конструкциям); при этом ветровая нагрузка учитывается не только в виде активного давления на наветренную стену, но и в виде отсоса, который действует на кровлю и противоположную стену с внутренней стороны;
  • от мостовых кранов — по ГОСТ 3332-54 для кранов грузоподъемностью до 50 г и по ГОСТ 6711-53 для кранов грузоподъемностью от 75 до 250 г.

При воздействии динамических нагрузок, создающих удары и вызывающих колебания сооружения (краны, поезда), расчет ведется на те же нормативные нагрузки, но умноженные, кроме коэффициента перегрузки, еще на специальный динамический коэффициент.

«Проектирование стальных конструкций»,
К.К.Муханов

It seems we can’t find what you’re looking for. Perhaps searching can help.